Методы защиты в условиях чс

Эвакуация населения

Эвакуация - это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.

Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации. При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством - по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта с пешим порядком.

Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки.

Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются привалы: малый (10-15 мин) - через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч) в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

 

12. Общая характеристика понятия «социальная профилактика». Особенности организационной работы по социальной профилактике обучающихся. (ПК-7)

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально-организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Любой участок социальных отношений всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей. Это приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счет ущемления интересов других. Это приводит к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьезным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и др., что негативно сказывается на процессе его социального функционирования.

Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществленная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения таких ситуаций.

В поведении и развитии обучающихся встречаются нарушения поведения: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость и различные формы нервности: неврозы, страхи. Обусловлены, как правило, ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Формы профилактической работы:

- организация социальной среды;

- информирование;

- активное социальное обучение социально-важным навыкам;

- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;

- организация здорового образа жизни;

- активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Примерами профилактической деятельности служат проведение индивидуальных и групповых бесед, работа по пропаганде здорового образа жизни, контроль за посещаемостью и поведением детей, подготовка и проведение родительских собраний по профилактике девиантного поведения, наркомании, алкоголизма и табакокурения, проведение индивидуальных бесед с родителями, выступления по проблемной теме на педсоветах и родительских собраниях. А также, организация для родителей из семей «группы риска» лекций, бесед с интересными людьми и узкими специалистами, привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, ярмарках, собраниях, акциях и т.д., направление обучающихся на консультацию к узким специалистам.

 

 

13. Профессиональное самовоспитание. Кризисы профессионального становления и пути их разрешения. Принятие решения о карьере. (ПК-9)

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием" [1].

1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 74.

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Нарушения «нормального», позитивного развития людей И их профессионального становления обозначают понятием «профессиональные деструкции». Многолетняя трудовая деятельность при ограниченном репертуаре трудовых функций, действий, социальных/шей — всегда серьезное испытание для каждого даже при благополучном стечении условий. Но чаще в профессиональной судьбе человека имеют место сложные переплетения формальных и неформальных отношений с коллегами и руководителями, нередко — необходимость «держаться» за данное рабочее место, за членство в организации, не всегда молодой специалист встречает содействие своему профессиональному и карьерному росту.

Профессиональное становление — это процесс периодических «подъемов», «плато» и «спусков», смены стадий профессионализации и депрофессионализации, изменения структуры профессионально важных качеств, мотивации, смыслов труда, жизненных ценностей человека. Такой процесс не совершается безболезненно, исключительно в своем позитивном векторе развития, в единой для всех динамике, и не всегда завершается благоприятно.

Кризис и везде сущности кризисов в развитии личности не нов, стоит вспомнить психосоциальную концепцию развития личности Э.Эриксона психоаналитическую - З.Фрейда. Существует понятие "личные кризисы", обусловленные особенностями личности человека и потенциалом его развития. К таким кризисам, например, относится

§ кризис "творческой личности", появляющийся в результате неудовлетворенности собственными достижениями. Его признаком может оказаться чрезмерная критичность, заканчивающаяся, как правило, утратой надежды на лучшее;

§ кризис "взросления" личности, причиной его возникновения являются противоречия между разнородными ценностями многозначного мира. Разрешение этого кризиса таится в духовной динамики человека, его желании проявить гибкость, мобильность в переосмыслении происходящего.

Однако, хотелось бы подробнее остановиться на кризисах в профессиональном развитии учителя, педагога.

По мнению автора исследований В.Прокопюк, кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: