Политическая жизнь России на исходе XX века

 

Начало 1996 года в политической жизни страны было наполнено ожиданием. Это был год новых президентских выборов, от исхода которых зависело, по какому пути пойдет страна навстречу третьему тысячелетию.

Значение выборов определялось местом президентской власти в конституционной системе России. Полнотой власти в стране, согласно действующей Конституции, обладает Президент. Поэтому политические партии готовились к решающему сражению.

Согласно опросам, 55 % жителей страны хотели бы вернуться в «доперестроечные» времена, более половины желали установления жесткой диктатуры, необходимой для наведения порядка, до 68 % потенциальных избирателей считали, что власть ведет страну в тупик.

Начиная избирательную кампанию, Ельцин понимал, что российская традиция «персонификации власти» в данном случае играет против него: вся ответственность за проведение непопулярных рыночных реформ, за вспышку гражданского противостояния осенью 1993 года, за Чеченскую войну ложилась на него, как на действующего Президента страны.

В феврале-марте Ельцин выступил с рядом инициатив, направленных на то, чтобы привлечь избирателей на свою сторону: обещал ликвидировать задолженность по социальным платежам, повысить минимальный размер пенсий, содействовать интеграции в СНГ, предложил план урегулирования конфликта в Чечне.

Но главным фактором успеха Ельцина стало то, что недовольство политикой правительства в значительной степени отошло на второй план перед альтернативой возвращения к власти коммунистов.

Критикуя правительство Ельцина, большая часть населения страны все-таки категорически не хотела возвращения к старым порядкам. А то, что подобное развитие событий возможно, показывали конкретные факты: по предложению непримиримой оппозиции Государственная Дума 15 марта денонсировала Беловежские соглашения.

Это решение подтолкнуло умеренные политические организации и избирателей к Ельцину. Сказалось и то, что значительная часть граждан России стала приспосабливаться к изменившимся условиям и уже не хотела резких перемен. Все это способствовало тому, что Ельцину удалось стать центром объединения сил, не желавших победы коммунистов, привлечь на свою сторону большинство избирателей так называемой «партии власти», Демократического выбора России, других организаций демократического толка.

В свою очередь, главный конкурент Ельцина, лидер коммунистов Геннадий Зюганов, сумел добиться коалиции с левыми партиями, в том числе и с теми, кто критиковал его за оппортунизм. Предвыборную коалицию с КПРФ составили «Трудовая Россия» Виктора Анпилова, «Держава» Александра Руцкого, «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина.

Первый тур президентских выборов состоялся 16 июня. За Б. Ельцина проголосовали 35,3 % принявших участие в выборах избирателей, за Г. Зюганова - 32%, за А. Лебедя - 14,5%, за В. Жириновского - 5,7%, за Г. Явлинского - 7,3%, за С. Федорова - 0,9%, за М. Горбачева - 0,5%, за М. Шаккума - 0,4%, за Ю. Власова - 0,2% и В. Брынцалова - 0,2 %. Одиннадцатый кандидат А. Тулеев незадолго до выборов снял свою кандидатуру в пользу Зюганова. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов.

Второй тур выборов состоялся 3 июля 1996 года. За Ельцина проголосовали 55 %, за Зюганова - 40,7 % избирателей. Коммунисты обвиняли Ельцина в подтасовке голосов, но реальных свидетельств тому привести не сумели.

В ходе предвыборной кампании Ельцин обещал достичь экономической стабилизации уже в следующем году. Однако проблемы со здоровьем осложнили его работу и наложили отпечаток на весь второй президентский срок первого Президента. Вскоре после выборов он лег на тяжелейшую хирургическую операцию на сердце и с тех пор не был в состоянии уделять делам государственного управления столько же времени, как в начале 90-х годов.

Второе президентство Ельцина отмечено следующими событиями:

Россия на постоянной основе вошла в «восьмерку» - элитный клуб ведущих государств мира;

в 1997 году была проведена реорганизация правительства: в его состав вошли качестве вице-премьеров «молодые реформаторы» - нижегородский губернатор Борис Немцов и Анатолий Чубайс, разработавшие программу демонополизации российской экономики;

было отправлено в отставку правительство Черномырдина, новый кабинет возгласил Сергей Кириенко, пробывший на посту премьер-министра всего три месяца. В результате жесточайшего экономического кризиса, вызванного обвалом рубля, Кириенко был вынужден уйти в отставку;

необоснованно большое влияние в период второго президентства Ельцина приобрели олигархи, особенно Борис Березовский, активно вмешивавшийся в политику, в том числе в чеченские дела;

экономический кризис 23 августа 1998 года, вызванный неумелой игрой правительства на финансовом рынке, разорил многие миллионы россиян, лишившихся своих вкладов. Кроме того, Россия объявила о дефолте, отказавшись выплачивать проценты по внешним долгам, что нанесло серьезный урон престижу Российской Федерации.

«Премьерская чехарда» - Черномырдина на этом посту сменил Евгений Примаков, Примакова - Сергей Степашин, идущая на фоне затянувшегося экономического спада, кажется агонией Ельцина, против которого Дума начинает процедуру импичмента и едва не доводит ее до отрешения Президента от власти. Однако умение Ельцина обращать свои поражения в победы было давно подмечено его политическими противниками: неожиданное заявление президента о том, что новым главой правительства и своим преемником он видит Владимира Владимировича Путина - мало кому известного руководителя Федеральной Службы Безопасности - смешивает все политические карты и кардинально меняет расстановку сил во властной элите. На этом эпоха Ельцина завершилась.

 

Правление Путина

ельцин путин чечня реформа

Уже в январе 2000 г. Владимир Путин согласился выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, которые, согласно Конституции, должны были состояться через три месяца. Избирательная кампания была быстрой и проходила при явном преобладании одного кандидата - В. Путина. Это не было следствием каких-либо хитрых «избирательных технологий»: просто у и.о. президента не было по-настоящему сильных соперников. Зюганов, Жириновский, Явлинский - все эти политики уже не раз проигрывали выборы и могли, в лучшем случае, надеяться лишь на поддержку самых верных своих сторонников. Дополнительное преимущество обеспечил Путину и политический расчет Ельцина, ибо другие политические силы не были готовы провести выборы в столь короткие сроки.

На Путина работала и благоприятная экономическая конъюнктура, прежде всего, высокие цены на нефть, позволившие оживить многие социальные программы и быстро гасить долги по зарплате и пенсиям. С началом 2000 г. начались и выплаты «боевых» в Чечне. В феврале и.о. премьера М. Касьянов добился списания более трети советских долгов западным кредиторам - с 32 млрд. долларов они сократились до 21,3 млрд. Начался экономический рост, составивший в 2000 году 4 процента. Представители крупного бизнеса и видные деятели культуры выдвинули лозунг «Нам с Путиным по пути!» и призвали отдать ему голоса на выборах. Для демократически настроенной интеллигенции важным знаком стало участие Путина в похоронах одного из виднейших деятелей перестройки А. Собчака.

Портившие имидж власти сообщения о неудачах и жестокостях правительственных войск в Чечне и скандальная история с похищением и освобождением журналиста радио «Свобода» Бабицкого (явно сочувствовавшего сепаратистам) в атмосфере избирательной кампании казались не более чем происками конкурентов.

На выборах 26 марта 2000 г. самым серьезным соперником Путина стал Г. Зюганов. Блок «Отечество - Вся Россия», был настолько ослаблен неудачным для себя исходом выборов в Госдуму, что так и не рискнул выставить своего кандидата. В итоге В. Путин одержал убедительную победу уже в первом туре (52,9% голосов избирателей), и вступил в должность президента России. Зюганов собрал 29,3%.

Первым шагом президента стало формирование нового кабинета. Премьером остался уже возглавлявший его с января М. Касьянов. Большинство министров сохранили свои посты, но в кабинет были введены сторонники праволиберального экономического курса - Г. Греф и А. Кудрин.

Одновременно была начата масштабная административная реформа, до сих пор еще полностью не завершенная. Политические аналитики назвали ее «административной революцией». Долгосрочной целью ее является укрепление государственной власти.

В мае 2000 года президент создал семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, каждый из которых включал несколько субъектов федерации. Главами округов стали назначенные 18 мая полномочные представители президента, большинство из них - в генеральских погонах. Они были введены в число членов Совета безопасности РФ. Границы федеральных округов почти совпадали с границами военных округов. Главной задачей представителей президента стал контроль над тем, чтобы законодательство субъектов федерации было приведено в соответствии с федеральным.

Тогда же в Думу был внесен законопроект о новых принципах формирования Совета Федерации, предусматривавший, в частности, судебную процедуру отрешения губернаторов от должности. В соответствии с новым законом места в Совете Федерации теперь должны были занять не избранные руководители регионов, но рядовые представители региональных властей.

Итогом этих инициатив стало значительное уменьшение влияния губернаторов и местных элит, которые лишились возможности проводить свою политику, не считаясь с мнением центральной власти.

Путин фактически продолжил начатую еще в дни премьерства Примакова политику оттеснения олигархов, прежде всего, Березовского и Гусинского, от власти. Фактически за ней стояли влиятельные силы в администрации президента, советники, считавшие столь тесные связи Кремля и бизнеса в перспективе крайне опасными.

Олигархи, понятное дело, сопротивлялись. В середине июля Березовский заявил о намерении создать оппозиционную партию и свою депутатскую группу в Госдуме. Свою позицию он объяснял разногласиями с властью по чеченской проблеме (он выступал за переговоры с Масхадовым) и по вопросу о реформе Совета Федерации. Подконтрольные олигархам телеканалы и газеты начали мощную пропагандистскую кампанию, обвиняя президента в стремлении задушить свободу слова и установить в России полицейский режим. Самым заметным проявлением этой борьбы стала попытка полугосударственной компании «Газпром» и частных инвесторов отобрать у Гусинского телеканал «НТВ». В полемике его называли последним оплотом свободы слова в России, но в конце концов в апреле 2001 г. канал отошел к независимому американскому инвестору Борису Йордану. Политика вещания после этого не претерпела существенных изменений.

Однако общественное мнение осталось на стороне президента, даже когда Генеральная прокуратура обвинила двух олигархов в финансовых махинациях. Положение их стало столь неустойчивым, что им пришлось уехать из России.

Благоприятная экономическая конъюнктура, прежде всего высокие цены на нефть и низкий курс рубля, позволили приступить к решению многих застарелых экономических и социальных проблем. Впервые за долгие годы в стране в основном наладилась выплата пенсий и социальных пособий. Правительство постепенно возвращало долги бюджетникам и даже смогло повысить заработную плату государственным служащим. Россия регулярно выплачивала внешние долги, что в немалой степени способствовало изменению отношения западных политиков к Путину, которого первоначально воспринимали настороженно. Между тем все эти успехи отнюдь не были следствием экономической политики президента. Главной ее составляющей стала налоговая реформа, которая должна была стимулировать частное предпринимательство и вывести доходы граждан из «тени». Но в середине 2000 года она еще не успела принести плодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: