Откуда исходит угроза миру

 

Насколько ненадежно положение страны, все убедились в августе 2000 года. В начале месяца отряды исламских экстремистов вторглись в Узбекистан и Киргизию. Хотя это произошло вдали от российских границ, но напомнило всем, что война с терроризмом отнюдь не завершена, но только приняла другие формы. Возникла реальная возможность возникновения базы террористов в Средней Азии. Поскольку границы между государствами Средней Азии и между Россией и Казахстаном существуют лишь на карте, угроза была вполне реальной.

августа в ходе обычных учений погибла вместе со всем экипажем современнейшая атомная подводная лодка «Курск». Общество было потрясено и самой трагедией, и бездействием властей в тот момент, когда, казалось, еще можно было спасти людей (как выяснилось позже, это едва ли было возможно - но ведь никто и не пытался), и колоссальным враньем со стороны высоких армейских и правительственных чиновников, заставившим многих вспомнить о временах брежневского «застоя». 15 августа, когда на борту подлодки уже не было живых (и об этом было известно командованию) директор Росвоенцентра при правительстве РФ Ю. Квятковский бодро сообщал в интервью ИТАР-ТАСС: «Экипаж атомной подлодки «Курск» настроен на борьбу за выживаемость корабля».

Прошло два дня, и 15 августа в переходе под Пушкинской площадью в Москве взорвалась бомба. Восемь человек погибло, около 200 получили ранения. Хотя истинные его организаторы до сих пор не найдены, общественное мнение обвинило во взрыве чеченских террористов, тем более, что в Чечне снова разгоралась партизанская война. Прозвучавшие весной слова об окончании «военной фазы» операции оказались фикцией: военные и политики в который раз выдали желаемое за действительное. Солдаты федеральных сил гибли ежедневно, время от времени гремели взрывы - не только в Чечне, но и городах юга России. Приходилось признать, что цели войсковой операции не были полностью достигнуты: террористы сохранили боеспособность, а где-то в горах прятался самозваный «президент Ичкерии» А. Масхадов. Представители его умело манипулировали общественным мнением Запада, выставляя Россию душительницей свободолюбивого народа, и даже выступали в Европейском парламенте.

Наконец, в конце августа пожар на Останкинской башне оставил значительную часть страны без центрального телевидения.

В довершение всего различные районы страны то и дело поражали всевозможные стихийные бедствия и промышленные катастрофы. Лидер правительственной партии министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу стал постоянным героем теленовостей, и это вовсе не было политической рекламой. Страна столкнулась с последствиями многолетнего системного кризиса, вызванного прежде всего «недореформированностью» экономики, постоянной нехваткой средств, отсутствием дисциплины и элементарными воровством и безответственностью.

К чести правительства, оно стало выбираться из этого положения, не прибегая к чрезвычайным мерам. Принципы демократии и свободы слова ни разу не были поставлены под сомнение. Президент сделал ставку на разъяснение своего курса и объяснение мотивом своих действий, встретив полное понимание и поддержку широких слоев общества. Был взят курс на социальное примирение. Зеркалом этой политики стала новая государственная символика страны, принятая в конце 2000 года: российский триколор и двуглавый орел соединились с музыкой старого советского гимна (на которую были написаны новые слова) и красным знаменем в воинских частях.

Конец 2000 - первая половина 2001 года прошли на фоне возросшего непонимания между Россией и Западом. Отчасти это можно объяснить внутриполитической ситуацией в ряде стран Запада, где проходили выборы, отчасти - искренним непониманием происходящих в России процессов. Камнем преткновения для западных политиков по-прежнему оставалась чеченская проблема. Россию, в свою очередь, смущала политика США и НАТО на Балканах, где в Македонии разгорелся этнический конфликт. Осложняли ситуацию и постоянные шпионские скандалы: то в США обнаруживали глубоко законспирированных российских агентов, то в России задерживали граждан по подозрению в работе на иностранные разведки. Самой неприятной для России историей стал арест в начале 2001 года секретаря союза России и Белоруссии П. Бородина. Бородин был задержан в США, куда он прибыл по приглашению на инаугурацию нового президента страны Дж. Буша-младшего, по просьбе швейцарского правосудия, обвинявшего его в коррупции. Несколько месяцев Бородин провел в тюрьме. Проблема заключалась в том, что речь шла о подозрении в преступлении, возможно, совершенном в России, в котором здесь Бородина никто не обвинял. Вразумительного объяснения эта история до сих не получила, но российские граждане ясно увидели свое место в мире: где-то среди не самых благополучных стран «третьего мира».

февраля 2001 года ЦРУ опубликовало доклад, в котором указывалось, что главная угроза США исходит от Бен Ладена и В. Путина. В Америке заговорили о выходе страны из Договора 1972 года о противоракетной обороне. Казалось, все идет к новой холодной войне. На слова об угрозе со стороны Бен Ладена мало кто обратил внимание.

Преодолеть лед недоверия удалось лишь в ходе личной встречи Путина и Буша, состоявшейся 16 июня 2001 г. в Сараево. После нее вдруг выяснилось, что США вовсе не рассматривают Россию как страну, откуда исходит угроза миру, что по вопросу о ПРО можно вести переговоры, а положение в Чечне - внутреннее дело России (разумеется, при условии соблюдения прав человека). Мнение американского президента стало сигналом для мирового бизнеса, до этого опасавшегося не столько непредсказуемых русских, как бдительного швейцарского правосудия. Существенно продвинулись переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Тем не менее многие ограничительные меры, принятые еще против СССР в 1970-е и 1980-е годы, продолжали действовать.

Лето 2001 года прошло относительно спокойно: важнейшими политическими событиями стали преобразование избирательных блоков «Выбор России» и «Отечество - Вся Россия» в полноценные политические партии, что было необходимо в соответствии с новым законодательством. Внимание общественности было приковано к работам по подъему затонувшей подлодки «Курск», предпринятым по указанию главы государства и увенчавшимся успехом (осенью 2001 года поднятая подводная лодка была поставлена в док).

сентября 2001 года два захваченных террористами авиалайнера врезались в 400-метровые башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий самолет таранил военное ведомство США - Пентагон. Четвертый не долетел до избранной цели: после того, как пассажиры оказали террористам сопротивление, он рухнул на землю. Погибло более 5000 человек. В преступлении обвинили экстремистов из террористической организации бен Ладена «Аль-Каида», укрепившейся на территории Афганистана под покровительством движения «Талибан». К такому же выводу пришли и спецслужбы США. Американское правительство расценило действия террористов как военную агрессию. Россия одной из первых выразила США сочувствие и заявила о готовности оказать всемерную поддержку в борьбе с международным терроризмом. В октябре США начали крупномасштабную военную операцию в Афганистане. Россия предоставила большую военную помощь сражавшемуся против движения «Талибан» афганскому «Северному Альянсу» и не возражала против появления военных баз США и других союзников по контртеррористической операции в государствах Средней Азии. Визит Путина в США 13-15 ноября 2001 года закрепил союзнические отношения между Россией и США. Все последствия удара по США и ответных действий американцев еще не проявились. Очевидно, однако, что они будут иметь громадное значение для мировой политики и экономики и сформируют новый облик мира. России предстоит определить в нем свое место как равного и влиятельного члена мирового сообщества. Но для этого любому правительству нашей страны придется решать одни и те же задачи: необходимо оживить экономику страны, сгладить острейшие социальные контрасты, найти мирное решение конфликта на Кавказе и обеспечить безопасность наиболее уязвимых своих рубежей.


 


Заключение

 

С крахом СССР и коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 90-е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.

Вместе с тем, продолжавшийся спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных. Огромным осталось влияние государственной бюрократии на экономику.

Благодаря стабилизации экономики принимаются серьезные меры по повышению жизненного уровня, особенно социально незащищенных слоев населения: увеличены пенсии, пособия, заработная плата работникам бюджетной сферы и т.д. Разработаны и реализуются различные социальные проекты по развитию здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, решение демографической проблемы и т.д.

Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал - элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе.

Особенности переживаемого страной периода (переходный характер, отсутствие мирового опыта изменений такого характера и масштаба) определили значительные колебания экономического и политического курса в рамках принятого направления на прогрессивные реформы. До настоящего времени не разработана конкретная модель развития. Вместе с тем, не вызывает сомнения, как необходимость использования советского и зарубежного опыта, так и невозможность механического восприятия западных моделей или возвращения в советское прошлое.

Приоритетным направлением внешней политики с 1991 г. является развитие отношений с СНГ и проблемы ближнего зарубежья, наиболее болезненные и трудные. В рамках СНГ Россия подписала ряд документов, регулирующих их взаимоотношения, особенно в экономической области. Однако это не привело к оформлению СНГ как прочной и действенной организации, хотя объективная необходимость интеграции обуславливается историческими и геополитическими интересами этих стран.

Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем и Индией. В 2000-е гг. внешняя политика России характеризуется более прагматичным подходом и самостоятельностью, отстаиванием своих национальных интересов. Россия поддерживает связи со многими странами мира, наряду с двухсторонними контактами сотрудничество осуществляется в рамках многосторонних форумов и организаций: "Большая восьмерка", НАТО, ОБСЕ, ЕС (Европейский союз), МВФ (Международный валютный фонд) и др.

Модернизация экономики, перевод ее с сырьевого на инновационный путь развития, радикальные социальные реформы, повышение жизненного уровня людей, стабилизация политической ситуации в обществе, укрепление государственности и позиций в мировом сообществе - вот те ориентиры, которые стоят перед современной Россией.


 


Список использованной литературы

 

1. О.Г. Вронский, Д.В. Колосов, А.И. Родин «История Отечества с древнейших времен до наших дней», Москва, 2003, ЗАО «Славянский дом книги», стр. 698-723.

.   Российская Федерация в 1991-2000 гг. // Режим доступа: http://sarist.narod.ru/tema78.htm

.   Лекции по истории России (IX - XXI вв.): курс лекций / отв. ред. И.С. Когай. - 3-е изд., перераб. и доп. - Вологда: ВоГТУ, 2010. - 174 с.

.   Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 416 с., стр. 404-409.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: