Экономические реформы

Введение

 

декабря 1991 года, после телевизионного обращения Михаила Горбачева о сложении с себя полномочий Президента СССР, на флагштоке Большого Кремлевского Дворца красное знамя Советского Союза было заменено бело-сине-красным российским флагом.

-летний советский период стал историей. Перед новой Россией стояли сложнейшие проблемы во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Расставание с иллюзиями по поводу возможности построения «социализма с человеческим лицом», крушение коммунистической идеологии выдвигали задачу формирования сложной, разветвленной структуры рыночной экономики как саморегулирующейся системы. При этом было понятно, что традиционно высокая в российских условиях доля участия государства в экономических процессах потребует выработки новой государственной экономической политики.

Эйфория по поводу крушения коммунистического режима, активное участие советских структур в подавлении Августовского путча 1991 года на время вывели на второй план задачу продолжения реформирования государственной системы. Однако малорезультативные попытки сделать Советы реальной властью показали - эти органы неработоспособны, что на смену им должна придти испытанная вековым опытом народов Европы парламентская система. Ее правовой базой могла быть не подновленная советская, а новая конституция - конституция демократического государства. Формирование парламентской демократии предполагало активное функционирование многопартийной системы.

Сложные процессы должны были произойти и в социальной сфере: истребление в советский период ряда общественных групп - единоличного крестьянства, предпринимателей - ставило проблему их возрождения. Объективная необходимость возрождения буржуазии и формирования широкого слоя «среднего класса» - одного из гарантов экономического процветания и политической стабильности - неминуемо влекла за собой рост социальной напряженности: имущественное расслоение болезненно воспринималось населением России.

Трактовать задачи, стоящие перед страной в духовной сфере лишь как «возрождение русской духовности», значит оставить в стороне задачу, поставленную перед страной еще на рубеже XIX-XX вв. - утверждение в сознании населения и в практической жизни приоритета человеческой личности. В России, с ее традиционно мощной «государственнической» идеологией, такая смена приоритетов могла стать только результатом длительного развития.

Для нашей страны - страны тысячелетней монархии - традиционной является «персонификация власти». Даже большевистский период нашей истории в сознании и обиходной речи делится на «правления» - «правление Сталина», «правление Хрущева», «правление Брежнева» и т.д.

Развитие России в постсоветский период определялось не только объективными обстоятельствами: серьезное воздействие на него оказал субъективный фактор - влияние такой неоднозначной политической фигуры, как первый президент России Борис Ельцин.


 


Экономические реформы

 

В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов России Ельцин заявил о необходимости радикального реформирования экономики. Главными пунктами плана экономических реформ были:

введение свободных цен;

либерализация торговли, ее постепенный переход в частные руки;

жесткая бюджетная и финансово-кредитная политика;

приватизация государственной собственности.

Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Акцент в реформах делался на ускоренное формирование слоя собственников, который должен был стать прочной опорой преобразований и власти. Задачей правительственных реформ было создать средний класс собственников.

Сторонники реформы считали, что она приведет к оживлению и росту экономики, а рыночные отношения сами отрегулируют производство. Противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье, энергоносители и транспортные услуги, приведет к фактическому банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию большей части населения страны.

Но даже эти прогнозы оказались излишне оптимистичными. Так, предполагалось, что в 1992 году цены вырастут в 3-5 раз (пессимистический прогноз - в 8-10 раз), что приведет к частичному ухудшению положения населения. В действительности цены за 1992 год выросли в 36 раз, рост цен сопровождался обвальным падением уровня жизни населения, потерей денежных вкладов, буквально «сгоревших» в результате гиперинфляции.

Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Фермерское движение не могло встать на ноги, поскольку отсутствовала прочная правовая база единоличного хозяйства - реализация права частной собственности на землю не имела четкого юридического оформления в виде Земельного кодекса. 29 января 1992 года Президент издал Указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в этой сфере. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема промышленного производства и престижа производительного труда. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, торгово-посредническая деятельность, с другой, вели к резкому расслоению общества и, как следствие, к росту социальной напряженности.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу. Только в 1992 году в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27%.

Сокращение производства привело к росту безработицы. Официально регистрируемые Федеральной службой занятости безработные составляли лишь небольшую часть фактически безработных в стране. Скрытая безработица, когда значительная часть рабочих переводится на неполную неделю, а то и вовсе посещает предприятия, но не работает, стала массовым явлением.

Еще одним ключевым направлением радикальной экономической реформы, наряду с освобождением цен и легализацией частной коммерческой инициативы, была приватизация.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.

Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки - «ваучеры». Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбрать для себя схему реализации чека: либо использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе; либо купить акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), либо продать.

Таким образом, граждане должны были осуществить свое право на участие в приватизации через акционирование своих предприятий, разместив свои чеки там, либо передав их в специально для этого созданные чековые инвестиционные фонды.

На практике приватизационные чеки зачастую оказывались втянутыми в спекулятивный оборот. Важнейшей чертой ваучерной приватизации стали сжатые сроки ее проведения. Передел собственности в масштабах целого государства произошел в считанные месяцы. На первом этапе приватизации собственность как бы передавалась тем, кто ею и так владел, или, по крайней мере, ощущал себя владельцем. 3/4 акционировавшихся предприятий избрали второй вариант приватизации, при котором 51 % акций оставался в руках предприятий. Директора государственных предприятий стали главами акционерных обществ, ничего не потеряв. Напротив, создав к этому времени коммерческие структуры при предприятиях и сохраняя в них контроль, они даже получили возможность постепенно завладеть значительной долей акций приватизируемых предприятий.

июня 1994 года Госкомимущество заявило, что чековая приватизация завершилась. Как было сказано в официальном отчете, главным ее результатом «явилось создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления рынка ценных бумаг». 40 млн. граждан стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых фондов. К 1 июля 1994 года было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.

Реформы, инспирированные правительством Гайдара, оказались мало эффективны. Был преодолен товарный голод, но при этом продолжалось падение промышленного производства, значительная часть государственной собственности перешла в руки финансовых махинаторов, большинство граждан России оказались на пороге нищеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: