Основные неисправности щелочных аккумуляторных батарей

Для батарей щелочного типа характерны:

- снижение их емкости вследствие накопления в электролите карбонатов;

- размягчение активной массы и сползание ее с решетки при температуре свыше + 45°С;

- повышенный саморазряд и газовыделение;

- снижение напряжения ниже допустимого;

- отдельные механические повреждения.

Высокая температура - часто является следствием неправильного выбранного режима зарядки батареи на ТПС, приводящему к систематическому перезаряду аккумулятора. В результате повышенного нагрева железная активная масса, почти не растворимая при нормальной для батареи температуре, растворяется и действуя на положительный электрод приводит к потере емкости.

Короткие замыкания - возникают из-за скопления шлама, возникающего при вымывании активной массы из электродов. Усиленное вымывание активной массы может быть вызвано систематическим перезарядом аккумуляторов. Происходящий при этом электролиз воды приводит к обильному выделению газов, которые увлекают с собой частички активной массы и выносят их из электродов в электролит. При охлаждении электролита эти частички оседают на электродах и сепараторах в виде тонкой пленки, что приводит к их металлизации, усиленному саморазряду и даже к короткому замыканию. Повышенное газовыделение является следствием загрязнения электролита.

Механические повреждения - чаще всего встречаются повреждения резиновых чехлов и вентиляционных пробок.

Перетирание чехлов чаще всего наблюдается там, где элементы закреплены в ящик деревянными клиньями.

Неисправности пробок и их засорение могут привести к скоплению в аккумуляторе газов, и, как следствие, к выпучиванию или разрушению стенок банки.

Основные неисправности и ремонт аккумуляторных батарей.

Для обеспечения нормальной работы батареи необходимо повседневно следить за ее состоянием и устранять мелкие неисправности. Проверяется чистота элементов, состояние контактных зажимов, целостность крышек элементов и заливочной мастики, уплотнение секционных ящиков и состояние вентиляционных сеток, плотность и уровень электролита, чистота вентиляционных отверстий в пробках, состояние подводящих проводов.

Степень заряженности элемента определяется нагрузочной вилкой. Если ее нет, напряжение проверяют при неработающем дизеле и разряде батареи, для чего включают передний и задний прожекторы и все лампы. В заряженном состоянии при разомкнутой цепи напряжение тепловозной батареи составляет
64 - 66 В. Рабочее напряжение отдельных элементов может колебаться в пределах 0,1 - 0,2 В.

Плотность электролита измеряется ареометром. Плотность изменяется с изменением температуры электролита, поэтому при измерениях плотности электролита необходимо измерять и его температуру термометром со шкалой до 80°С.

Заряженные батареи, предназначенные для работы в южных районах, должны иметь плотность электролита 1,24 - 1,25 г/см3; для работы в северных районах – 1,24 - 1,25 г/с летом, и 1,26 - 1,27 г/см3 в зимние месяцы. Связано это с тем, что с повышением плотности электролита резко понижается температура его замерзания. Разность температур электролита отдельных элементов должна быть не более 3 - 4°С.

Восстановление отработанного щелочного электролита производят путем регенерации. Электролит освобождают от вредных примесей обработкой гидратом окиси бария. Заряд элементов аккумуляторной батареи производят от источника постоянного тока.

Таблица 2. Наиболее характерные неисправности аккумуляторных батарей,

причины их возникновения и способы устранения.

Основные неисправности. Причины возникновения и способы устранения.
Понижение емкости (основная неисправность элементов). Происходит из-за увеличения углекислых солей (карбонатов) в электролите, высокой температуры электролита и его загрязнения. Карбонаты снижают содержание щелочи в электролите, их наличие определяют лабораторным анализом.
Повышенный саморазряд. При высокой температуре электролита железная активная масса начинает растворяться в электролите и воздействовать на положительные пластины, увеличивая их пассивность.
Повышенное газовыделение. Причинами повышенного газовыделения могут быть сильное загрязнение электролита, перезаряд элементов, нагрев элемента при сильном понижении уровня электролита. Повышенное газовыделение способствует увеличению плотности электролита. Загрязнение происходит при небрежном обслуживании и ремонте, плохом креплении пробок, добавлении обыкновенной воды вместо дистиллированной. Шлам, возникающий при вымывании активной массы из пластин, также загрязняет электролит.
Понижение уровня электролита и изменение его плотности. Понижение уровня электролита вызывается течью в банке элемента или повышенным газовыделением.
Низкое напряжение. Низкое напряжение на отдельных элементах и на батарее в целом является следствием короткого замыкания.
Короткое замыкание. Возникает из-за отложения шлама или образования на пластинках и сепараторах тонкой металлической пленки. Пленка образуется из-за растворения активной железной массы пластин при температуре электролита 50 - 60°С и осаждения этой массы при понижении температуры, что приводит к повышению саморазряда. Наружные короткие замыкания появляются в результате нарушения изоляции батареи из-за перетирания резиновых чехлов.
Ржавчина, соль на поверхности элементов, перемычках и наконечниках. Ржавчину удаляют салфеткой, смоченной в керосине. При наличии соли у выводных шпилек подтягивают гайки зажимов. Если это не помогает, то неплотности заливают парафиновой смесью.
Выпучивание стенок банок. Элементы с выпученными стенками обжимают на специальном прессе.
Ослабление пробок в крышках, закупорка их отвестий. Герметичность пробок проверяют опрокидыванием элементов. Отверстия в пробках прочищают.
Трещины, ослабление перемычек и наконечников. Перемычки с трещинами и повреждением контактной поверхности более 15% заменяют, погнутые – выправляют.
Наличие влаги, грязи и пыли на элементах в ящике. Токоведущие детали очищают салфеткой от пыли, влаги, грязи, солей.
Трещины в ящике. Трещины в ящике заваривают или устраняют с помощью посигановой накладки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: