Техника безопасности при работе с электролитом и аккумуляторными батареями

Для предотвращения возможности замыкания элементов батареи следует пользоваться инструментом с изолированными ручками, не класть на аккумуляторы металлический рабочий инструмент и пользоваться открытым огнем.

Следует помнить, что попавшую на кожу или одежду щелочь необходимо промыть 10% -ным раствором борной кислоты.

Особую опасность представляет попадание кислоты или щелочи в глаза: они вызывают тяжелое поражение и даже потерю зрения. Действие щелочей и кислот на глаза тем сильнее, чем они крепче и чем выше их температура. Наиболее простым способом удаления попавших на кожу капель кислоты или щелочи является смывание обильной струей воды, для чего на рабочих местах на водопроводной сети пробковые краны с резиновыми шлангами и специальными насадками в виде душа.

Для предохранения тела и одежды от действия щелочи и особенно серной кислоты надевают резиновые перчатки и шерстяные или резиновые фартуки. Глаза предохраняют специальными защитными очками. Кожаная обувь также разрушается кислотой, поэтому надлежит пользоваться резиновыми сапогами или калошами.

К работе по приготовлению и регенерации электролита допускаются лица, прошедшие специальное обучение и знающие безопасные методы работы. Перевозку бутылей с концентрированным электролитом со склада в цех и внутри цеха осуществляют на специальных тележках, а при их отсутствии – на носилках с бортами или, в крайнем случае, вдвоем в двуручной корзине.

Инструменты и индивидуальные средства защиты, применявшиеся во время работы, промывают водой. Выливать использованную с этой целью воду в общую канализационную систему или в открытые водоемы запрещается.

Зарядку батарей следует проводить в шкафах с отсосом и дверными блокировками. При отключении вытяжной вентиляции процесс заряда должен автоматически прекращаться. Подключать батарею при включенной зарядной установке запрещается.

Обращение с аккумуляторными батареями требует повышенной предосторожности от пожаро-, взрыво-, электро- и химической опасности. В процессе приготовления электролита и работы с ним, при подготовке к действию и техническом обслуживании аккумуляторных батарей особое внимание необходимо уделять безопасности обращения с едкими, горючими и взрывоопасными веществами, такими как щелочи, кислоты, газы, а также не допускать прикосновения к находящимся под напряжением оголенным токоведущим частям устройств.

Необходимо помнить о том, что пары серной кислоты раздражают и прижигают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Щелочи как в твердом виде, так и в виде концентрированных растворов при соприкосновении с открытыми частями тела вызывают сильные ожоги на коже. Поэтому необходимо строго выполнять требования инструкции по эксплуатации конкретного типа батареи.

Аккумуляторная батарея тепловозов ЧМЭ3 и ЧМЭ2. (Б.С. Швайнштей Тепловозы ЧМЭ3 и ЧМЭ2)

Аккумуляторная батарея служит для запуска дизеля, а также для питания вспомогательных электрических цепей при неработающем дизеле. На тепловозах ЧМЭ2 и ЧМЭЗ применена щелочная железоникелевая аккумуляторная батарея типа Nife Ht 15. Число элементов на обоих типах тепловозов 75, емкость батареи 150 А-ч при разряде током 30А до конечного напряжения 82,5 В. Нормальное напряжение батареи 90 В.

Батарея тепловоза ЧМЭ2 расположена в двух коробках под кузовом по бокам тепловоза, а на тепловозе ЧМЭЗ – в заднем капоте кузова. Элементы батареи сгруппированы по 5 штук в ящике. Каждый элемент состоит из банки, в которой находятся отрицательный железокадмиевый и положительный из гидроксида никеля электроды. Положительные и отрицательные пластины электродов изолированы друг от друга сепараторами (эбонитовыми стержнями). Элемент заполнен щелочным электролитом (раствор КОН в дистиллированной воде) плотностью 1,19 гс/см3. Для увеличения срока службы электролита в него добавляют литий.

Количество электролита в одной банке 2,1 л, а во всей батарее 157,5 л. Уровень электролита находится на 55 мм выше верхней кромки пластин электродов. Один раз в три года электролит полностью заменяют. Максимально допустимая температура электролита + 45°С, и ее не следует превышать, особенно при заряде и разряде. Батарея сохраняет работоспособность при снижении температуры до - 20°С. Однако следует помнить, что при морозах падает емкость батареи, поднимается зарядное напряжение и плотность электролита.

При работе дизеля батарея заряжается от вспомогательного генератора напряжением 115 ± 3 В. Напряжение и ток зарядки батареи контролируют по показаниям приборов на пульте управления.

Электролит в процессе работы батареи испаряется, поэтому его уровень следует поддерживать добавлением дистиллированной воды. При этом осматривают электрические соединения. Нормальная плотность электролита составляет 1,17 - 1,19 г/см3. Если плотность ниже указанного уровня, то следует добавлять электролит с плотностью 1,20 г/см3. При плотности электролита выше 1,19 г/см3 добавляют дистиллированную воду. Следует помнить, что электролит разъедает кожу и ткани. Забрызганные электролитом места следует промывать 3-х процентным раствором борной кислоты. Серная кислота разрушительно действует на батарею, поэтому при обслуживании батареи не следует пользоваться инструментом, который применяется для обслуживания кислотных батарей.

Элементы следует содержать в чистоте. Пыль и отложения солей промывают водой, после чего протирают сухой тряпкой. Если на элементах появилась ржавчина, то ее следует удалить керосином, затем элементы смазать густым минеральным маслом или техническим вазелином без содержания кислот.

Так как аккумуляторная батарея на локомотиве не заряжается до полной емкости, то дважды в год ее подвергают нормальному разрядно-зарядному циклу на зарядной станции или же на локомотиве, подключив батарею к зарядному агрегату через розетку. Вблизи батареи во время заряда или разряда не должно быть открытого пламени, так как выделяющийся во время этой операции гремучий газ может взорваться. Нормальную зарядку производят током
30 А в течение 7 ч, ускоренную – током 60 А в течение 2,5 ч и окончание ускоренного заряда – током 30 А в течение 2,5 ч. При зарядке током ниже нормального продолжительность зарядки увеличивают с учетом достижения в конце зарядки такого же количества ампер-часов, как и при нормальной зарядке. Если же батарея заряжается подключенной к зарядному агрегату в две параллельные ветви, то зарядный ток увеличивают вдвое. При нормальной зарядке напряжение в течение двух последних часов изменяется и составляет 1,7 - 1,75 В на элемент.

При замене электролита батарею разряжают до напряжения 0,6 - 0,8 В на элемент. Затем открывают вентили, батарейные ящики или элементы опрокидывают и электролит выливают. Элементы не следует взбалтывать или промывать водой. После опрокидывания элементы в течение 15 - 20 мин. оставляют в таком положении для удаления остатков. электролита. Затем элементы заполняют свежим электролитом с плотностью 1,17 - 1,19 г/см3 до установленного уровня. После высыхания капель металлические части элементов, кроме пластмассовых и покрытых лаком, смазывают техническим вазелином.

После сборки аккумуляторную батарею заряжают в течение 14 час. Через несколько часов после окончания зарядки измеряют плотность электролита во всех элементах. При нормальной плотности батарея готова к работе.

Время запуска дизеля на тепловозе не должно превышать 5 сек. Между первым и повторным пуском дизеля следует выдержать интервал для активизации рабочей массы элементов.

На тепловозах последних выпусков ставят аккумуляторные батареи типа NKS-150, имеющие такие же технические данные.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: