Назначение и устройство блокировочного барабана реверсора

На верхнюю шейку а вала реверсора 7, имеющую шпонку, насажены четыре гетинаксовые шайбы 31 (на тепловозах ЧМЭЗ первого выпуска – три шайбы), образующие блокировочный барабан 12 реверсора. Между шайбами поставлены стальные дистанционные кольца 32. В собранном виде барабан закрепляют гайкой 11, навернутой на хвостовик вала 7, под которую предварительно кладут стальную шайбу 30.

С обеих сторон блокировочного барабана на гетинаксовых колодках укреплены четыре пары подвижных и неподвижных блокировочных контактов реверсора (на рис.126 они обозначены Р1 - Р8). В свою очередь колодки при помощи болтов собраны в стойки и соединены со стальной планкой 10, прикрепленной тремя винтами к корпусу привода. Блокировочный барабан и блокировочные контакты реверсора не отличаются по конструкции от ранее описанных барабанов и контактов контроллера. Каждая гетинаксовая шайба имеет два выреза под ролики подвижных контактов, причем вырезы всех шайб расположены друг под другом. Таким образом, при развороте реверсора в положение «Вперед» все правые блокировочные контакты замыкаются, а левые размыкаются. В положении «Назад» замкнуты все левые контакты и разомкнуты все правые.

На тепловозах последних лет постройки конструкция блокировочного устройства реверсора изменена. К планке 10 прикреплены шурупами четыре пластмассовых корпуса 41, внутри которых находятся подвижные 37 и неподвижные 40 контакты. Подвижные контакты мостикового типа вместе с отключающими пружинами 38 установлены на квадратных пластмассовых стержнях 36, концы которых могут выходить наружу через квадратные отверстия в торцах корпуса 41.

Выступающие концы неподвижных контактов 40 имеют прорези, в которые вставлены наконечники 39 проводов цепей управления. Корпус 41 закрыт съемной крышкой 33.

Вместо кулачковых шайб 31 на верхнем конце вала реверсора 7 укреплен при помощи стопорного болта 35 цилиндрический стержень 34. При развороте вала реверсора в одно из рабочих положений цилиндрический стержень 34, воздействуя на стержни 36, перемещает их из одного крайнего положения в другое, вследствие чего происходит замыкание и размыкание контактов. Например, в положении «Вперед» в переднем левом корпусе контакты замкнутся, а в заднем правом разомкнутся. Одновременно под действием отключающих пружин 38 контакты в заднем левом корпусе будут замкнуты, а в переднем правом – разомкнуты. Следовательно, в положении реверсора «Вперед» замкнуты все левые блокировочные контакты и разомкнуты правые. В положении «Назад» замкнуты все правые контакты и разомкнуты все левые.

6. Назначение, устройство, работа и система дугогашения электро-пневматического контактора типа SD - 11.

Контактором - называется электрический аппарат с дистанционным управлением, предназначенный для замыкания и размыкания электрических цепей с большими токами. Основными частями контактора являются привод, силовые и блокировочные контакты и дугогасительное устройство.

В зависимости от типа привода различают контакторы электропневматические и электромагнитные. В аппаратной камере тепловоза ЧМЭ3 установлены 3 электропневматических и 13 электромагнитных контакторов. На тепловозах ЧМЭЗ с №3777 добавлен 14-й электромагнитный контактор КМК.

Электропневматические контакторы типа SD11 (Рис. 127) - предназначены для подключения тяговых электродвигателей к тяговому генератору.

Устройство. Контактор смонтирован на двух стальных изолированных стойках 11 квадратного сечения. Для крепления контактора к каркасу аппаратной камеры в стойках сделаны сквозные отверстия под болты.

В верхней части контактора к стойкам двумя скобами 10 прикреплен фигурный кронштейн 12, отлитый из силумина. В вырез кронштейна входит дугогасительная катушка 9, состоящая из двух секций, намотанных из полосовой меди и разделенных между собой гетинаксовой шайбой. Внутри катушки размещен стальной сердечник, изолированный от нее. Передние выводы дугогасительной катушки медным угольником 14 соединены с неподвижным силовым контактом 15, укрепленным на кронштейне 12. Два других вывода катушки соединены с латунной контактной пластиной 8, прикрепленной к стойкам.

Под дугогасительной катушкой расположен пневматический привод контактора, состоящий из цилиндра с крышкой, поршня со штоком и выключающей пружины. Крышка 3 укреплена на стойках при помощи двух скоб и болтов. В расточку крышки входит стальной цилиндр 7, к переднему торцу которого приварено днище 33 с отверстиями под болты, стягивающие цилиндр с крышкой. В центральное отверстие днища вставлен стальной шток 5, на конце которого при помощи гайки укреплен поршень 4 с резиновым уплотнительным кольцом 36. Между поршнем и днищем помещена выключающая пружина 6. В днище запрессована бронзовая втулка 34, служащая подшипником для штока. Отверстие а в цилиндре предназначено для выхода воздуха, проникшего через уплотнительное кольцо, и для смазывания цилиндра.

Выступающий конец штока соединен с нижним концом рычага 27, который качается на оси 24. Ось установлена в кронштейне 26, приваренном к днищу 33. На верхнем конце рычага шарнирно укреплен держатель 22 вместе с подвижным силовым контактом 16.

Рис. 127. Электропневматический контактор типа SD11 (поездной КП1 - КП3):

1, 2 – колодки; 3 – крышка цилиндра; 4 – поршень; 5 – шток; 6 – выключающая пружина;
7 – цилиндр; 8, 29 – контактные пластины; 9 – дугогасительная катушка; 10, 19, 37 – скобы;
11 – стойка; 12, 26, 30 – кронштейны: 13 – полюсный наконечник; 14 – угольник; 15, 16 – неподвижный и подвижный силовые контакты; 17 – дугогасительная камера; 18 – крышка;
20 – дугогасительный рог; 21 – плоская пружина; 22 - держатель подвижного контакта;
23 – притирающая пружина; 24 – ось; 25 – шунт; 27 – рычаг; 28 – планка; 31, 32 – изоляционные колодки; 33 – днище; 34 – втулка; 35 – электропневматический вентиль; 36 – резиновое кольцо; 38 – штифт; 39 – болт; 40 – гайка; А, Б, В – каналы для прохода воздуха; а – контрольное отверстие; б, в, г - отверстия.

Между держателем и рычагом установлена притирающая пружина 23. К днищу цилиндра приварена также стальная планка 28, к которой спереди прикреплены латунная контактная пластина 29 и стальная плоская пружина 21 с приклепанным к ней дугогасительным рогом 20. Контактная пластина 29 соединена двумя медными шунтами 25 с держателем 22. К планке 28 снизу приварен угольник, на котором двумя болтами укреплены изоляционные колодки 32 с четырьмя парами неподвижных блокировочных контактов (пальцев). Подвижные блокировочные контакты мостикового типа прикреплены к изоляционным колодкам 31, которые в свою очередь при помощи кронштейнов 30 прикреплены с обеих сторон к штоку 5. Контактор имеет две пары замыкающих и две пары размыкающих контактов (одна пара размыкающих контактов в схеме не используется).

Рис. 127. Электропневматический контактор типа SD11 (поездной КП1 - КП3):

1, 2 – колодки; 3 – крышка цилиндра; 4 – поршень; 5 – шток; 6 – выключающая пружина;
7 – цилиндр; 8, 29 – контактные пластины; 9 – дугогасительная катушка; 10, 19, 37 – скобы;
11 – стойка; 12, 26, 30 – кронштейны: 13 – полюсный наконечник; 14 – угольник; 15, 16 – неподвижный и подвижный силовые контакты; 17 – дугогасительная камера; 18 – крышка;
20 – дугогасительный рог; 21 – плоская пружина; 22 - держатель подвижного контакта;
23 – притирающая пружина; 24 – ось; 25 – шунт; 27 – рычаг; 28 – планка; 31, 32 – изоляционные колодки; 33 – днище; 34 – втулка; 35 – электропневматический вентиль; 36 – резиновое кольцо; 38 – штифт; 39 – болт; 40 – гайка; А, Б, В – каналы для прохода воздуха; а –  контрольное отверстие; б, в, г - отверстия.

Система дугогашения. Силовые контакты 15 и 16 изготовлены из меди и закрыты съемной дугогасительной камерой 17, собранной из плоских боковых и торцовых асбоцементных стенок и двух таких же продольных перегородок. К боковым текстолитовым стенкам камеры приклепаны стальные полюсные наконечники 13. Боковые и торцовые стенки камеры соединены по концам тремя болтами (М6), причем два болта используются также для крепления скоб 19, к которым приклепана изоляционная крышка 18. На передней торцовой стенке камеры укреплен гайкой 40 латунный болт 39, а на задней торцовой стенке размещена скоба 37, которая крепится нижним из трех соединительных болтов (М6), проходящим через отверстия в скобы. Для фиксации (креплении) дугогасительной камеры на контакторе ее надевают на дугогасительный рог 20 так, чтобы цилиндрический выступ болта 39 вошел в отверстия г рога и пластинчатой пружины 21, а затем, слегка нажав на пружину, опускают камеру на фигурный кронштейн 12. При отпущенной пластинчатой пружине 21 стальной штифт 38, запрессованный в выступ кронштейна 12, входит в отверстие б скобы 37 и фиксирует положение камеры.

Работа контактора. (включение). К крышке 3 при помощи двух шпилек прикреплены текстолитовая 1 и стальная 2 колодки. К торцу текстолитовой колодки 1 прикреплен двумя болтами электропневматический вентиль 35. При включении электропневматического вентиля сжатый воздух из резервуара управления по каналам А, Б и В поступает в цилиндр. Под давлением сжатого воздуха поршень 4, преодолевая усилие пружины 6, перемещается вместе со штоком 5, поворачивая рычаг 27, что приводит к замыканию силовых контактов. Задние блокировочные пальцы при этом размыкаются, а передние замыкаются. После включения контактора ток от тягового генератора по кабелю подходит к контактной пластине 29, проходит по шунтам 25, держателю 22, замкнутым силовым контактам 16 и 15 и далее через угольник 14 и дугогасительную катушку 9 поступает на контактную пластину 8, от которой по кабелю уходит к двум тяговым электродвигателям.

Работа контактора. (отключение). При выключении вентиля 35 сжатый воздух выходит из цилиндра в атмосферу, а выключающая пружина 6 возвращает поршень со штоком в исходное положение. Силовые контакты размыкаются, а блокировочные переключаются. Возникающая между силовыми контактами дуга может рассматриваться как проводник с током, находящийся в магнитном поле. Магнитный поток дугогасительной катушки проходит от одного полюсного наконечника к другому через воздушный промежуток в зоне размыкания силовых контактов и выталкивает дугу в дугогасительную камеру. При этом дуга перебрасывается на дугогасительный рог и кронштейн. Камера расщепляет и охлаждает дугу, ускоряя процесс ее гашения.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: