1. Понятие органа чувств. Представление об основных и вспомогательных структурах органа чувств.
2. Понятия анализатора и сенсорной системы.
3. Понятие периферического (рецепторного) отдела сенсорной системы, рецептора. Классификация рецепторов по критериям: рецепции внутренних или внешних раздражений; расстояния между раздражителем и рецептором; природы адекватного раздражителя; характера ощущений; модальности; порогу раздражения; скорости адаптации; отношения рецептора к сенсорному нейрону.
4. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специфичность, высокая возбудимость (чувствительность), низкая аккомодация, способность к адаптации; ритмической генерации импульсов возбуждения.
5. Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы. Представление о 3-х нейронной организации проводникового отдела. Участие подкорковых образований мозга в переработке афферентных возбуждений. Специфический и неспецифический пути распространения возбуждения от рецепторного отдела сенсорной системы к корковому.
|
|
6. Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Представление о моно- и полимодальности нейронов, о механизме взаимодействия сенсорных систем.
7. Зрительная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная характеристика ее отделов.
8. Поле зрения и острота зрения. Методы их определения. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия).
9. Зрачковый рефлекс.
10. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушения
восприятия цвета.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение поля зрения.
(«Практикум …», работа № 6.3, с.233)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить метод определения поля зрения.
Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Определение поля зрения проводится для каждого глаза отдельно с помощью периметра Форстера.
Ход работы. Периметр установите против света. Испытуемого посадите спиной к свету и попросите его поставить подбородок в выемку штатива периметра. Высоту подставки регулируют так, чтобы верхний конец штатива приходился к нижнему краю глазницы. Дугу периметра установите в горизонтальное положение. Предложите испытуемому один глаз закрыть ладонью, зафиксировать взгляд на белом кружке в центре дуги периметра и начните измерение. Для этого медленно перемещайте белую марку по внутренней поверхности дуги периметра от 90° к 0°. Зафиксируйте тот момент, когда марка будет впервые видна исследуемому при неподвижно фиксированном в центре взоре. Отметьте показания на шкале периметра. Для контроля проведите повторное исследование. Проведите определение двух основных меридианов: горизонтального (кнаружи, кнутри) и вертикального (кверху, книзу).
|
|
Заменив белую марку зелёной, тем же способом определите границы цветового поля зрения, при этом от испытуемого требуется не только увидеть марку, но и точно определить ее цвет.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Направленность | Поле зрения правого глаза, градусы | |
Для белого цвета | Для зеленого цвета | |
Вверх | ||
Вниз | ||
Вправо | ||
Влево |
Схема периметрического снимка полей зрения
Вверх
Влево Вправо
Вниз
ВЫВОД: (Сравнить величину полей зрения для белого и зеленого цветов. Объяснить причину их различий).