Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Понятие органа чувств. Представление об основных и вспомогательных структурах органа чувств.

2. Понятия анализатора и сенсорной системы.

3. Понятие периферического (рецепторного) отдела сенсорной системы, рецептора.  Классификация рецепторов по критериям: рецепции внутренних или внешних раздражений; расстояния между раздражителем и рецептором; природы адекватного раздражителя; характера ощущений; модальности; порогу раздражения; скорости адаптации; отношения рецептора к сенсорному нейрону.

4. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специфичность, высокая возбудимость (чувствительность), низкая аккомодация, способность к адаптации; ритмической генерации импульсов возбуждения.

5. Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы. Представление о 3-х нейронной организации проводникового отдела. Участие подкорковых образований мозга в переработке афферентных возбуждений.  Специфический и неспецифический пути распространения возбуждения от рецепторного отдела сенсорной системы к корковому.

6. Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Представление о моно- и полимодальности нейронов, о механизме взаимодействия сенсорных систем.

7. Зрительная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная характеристика ее отделов.

8. Поле зрения и острота зрения. Методы их определения. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия).

9. Зрачковый рефлекс.

10. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушения

восприятия цвета.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Определение поля зрения.

(«Практикум …», работа № 6.3, с.233)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить метод определения поля зрения.

Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называ­ется полем зрения. Определение поля зрения проводится для каждого глаза отдельно с помощью периметра Форстера.

Ход работы. Периметр установите против света. Испыту­емого посадите спиной к свету и попросите его поставить подбо­родок в выемку штатива периметра. Высоту подставки регулируют так, чтобы верхний конец штатива приходился к нижнему краю глазницы. Дугу периметра установите в горизонтальное по­ложение. Предложи­те испытуемому один глаз закрыть ладонью, зафиксировать взгляд на белом кружке в центре дуги пери­метра и начните измерение. Для этого медленно перемещайте белую марку по внутренней по­верхности дуги периметра от 90° к 0°. Зафиксируйте тот момент, когда мар­ка будет впервые видна исследуемому при непод­вижно фиксированном в центре взоре. Отметьте показания на шкале периметра. Для контроля проведите по­вторное исследование. Проведите определение двух основных меридианов: гори­зонтального (кнаружи, кнутри) и вертикального (кверху, книзу).

Заменив белую марку зелёной, тем же способом опреде­лите границы цветового поля зрения, при этом от испытуемого требуется не только увидеть марку, но и точно определить ее цвет.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Направленность

Поле зрения правого глаза, градусы

Для белого цвета Для зеленого цвета
Вверх    
Вниз    
Вправо    
Влево    

 

 

Схема периметрического снимка полей зрения

Вверх

 

 

 


Влево                                            Вправо

 

 

Вниз

 

ВЫВОД: (Сравнить величину полей зрения для белого и зеленого цветов. Объяснить причину их различий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: