1. Физический труд. Особенности различных видов физического труда.
2. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности.
3. Механизм и энергетика мышечного сокращения. Роль АТФ.
4. Пути ресинтеза АТФ (анаэробный и аэробный).
5. Последовательность вовлечения различных субстратов в энергетическое обеспечение мышечной деятельности
6. Мощность и емкость энергетических систем.
7. Функциональная система энергетического обеспечения мышечной деятельности.
8. Работоспособность. Этапы работоспособности. Особенности трудовой деятельности в условиях современного производства (гипокинезия, монотонный труд).
9. Физиологические основы тестирования физической работоспособности:
10. Энергетические и физиологические показатели физической работоспособности.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение физической работоспособности методом Гарвардского степ-теста.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить методику определения физической работоспособности методом Гарвардского степ-теста.
|
|
Методика определения индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
Дозированную физическую нагрузку при Гарвардском степ-тесте задают в виде восхождений на ступеньку определенной высоты (для мужчин восхождение на ступеньку высотой 50 см, и для женщин высота ступеньки 43 см). Время выполнения физической нагрузки равно 5 минутам. Ритм восхождения у всех одинаков - 30 восхождений за 1 минуту. Метроном устанавливают на частоту 120 ударов в минуту, и восхождение производится на 4 счета: на счет «раз» испытуемый ставит ногу на ступеньку, «два» - встает на нее обеими ногами, выпрямляет их, принимает строго вертикальное положение, «три» - опускает ногу на пол, и на «четыре» - приставляет к ней другую ногу. Непосредственно перед выполнением физической нагрузки у испытуемого в положении сидя регистрируют ЭКГ во II стандартном отведении.
Сразу после выполнения восхождения в положении сидя регистрируют ЭКГ и осуществляют весь набор измерений необходимых параметров.
Для вычисления индекса Гарвардского степ-теста после выполнения восхождения трижды определяют частоту сердечных сокращений за 30 секунд (первый раз в промежуток от 60-ой до 90-ой секунды, затем - от 120-ой до 150-ой секунды, далее - от 180-ой до 210-ой секунды). По результатам проведения пробы рассчитывают индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):
где t – фактическое время выполнения теста в секундах (если испытуемый прекращает восхождение на ступеньку раньше, чем через 5 минут, фиксируют только истинное время восхождения, и ИГСТ рассчитывают по этому времени). f1 – ЧСС за промежуток от 60-ой до 90-ой секунды, f2 – ЧСС за промежуток от 120-ой до 150-ой секунды, f3 – ЧСС за промежуток от 180-ой до 210-ой секунды после прекращения восхождения.
|
|
Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше ИГСТ (выше работоспособность).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИГСТ: у испытуемых с высоким ИФИ - ______с,
с низким ИФИ - _______с.
Оценочная таблица результатов Гарвардского степ-теста:
индекс физическая работоспособность
50 и ниже очень плохая
51 -60 плохая
61 -70 средняя
71-80 хорошая
81-90 очень хорошая
более 91 отличная
РАБОТА № 2. Оценка состояния респираторной системы при выполнении Гарвардского степ-теста у лиц с различным ИФИ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить влияние физической нагрузки на функциональное состояние человека, оценивая его по показателям респираторной системы.
ХОД РАБОТЫ: Показатели респираторной системы определяют с помощью сухого спирометра или прибора «Биопак». Физическую нагрузку моделируют путем подъема на ступень высотой 50 см в течение 5 мин.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Таблица 1
Показатели | Норма | Высокий ИФИ | Низкий ИФИ | ||
До нагрузки | Сразу после нагрузки | До нагрузки | Сразу после нагрузки | ||
ЧД, циклов в минуту | 12-18 | ||||
ДО, миллилитры | 400-800 | ||||
МОД, литров в минуту | 6-10 | ||||
ЖЕЛ, литры | 3-5.5 | ||||
ДЖЕЛ, литры | Вычисляется по формуле* |
*ДЖЕЛ для мужчин = (27.63 - 0.112 х возраст в годах) х рост в см
ДЖЕЛ для женщин = (21.78 - 0.101 х возраст в годах) х рост в см
За отклонение от нормы принято считать снижение ЖЕЛ по сравнению с ДЖЕЛ более чем на 15%.
ВЫВОД: (1. Описать характер изменений респираторной системы после физической нагрузки. 2. Объяснить причины наблюдаемых изменений.)