Структура и содержание учебной дисциплины

Оглавление

1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
  1.1. Область применения программы 4
  1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена 4
  1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: 4
  1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5
  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
  2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 16
  3.1. Образовательные технологии 16
  3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 16
  3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 16
  3.4. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18

 

Паспорт программы учебной дисциплины

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена Университета по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Дисциплина П.ОП.12 «Менеджмент» относится к профессиональному учебному циклу, общепрофессиональные дисциплины государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Цели изучения дисциплины:

  - усвоение студентами основ современной теории менеджмента;

  - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности;

    - формирование у студентов общих представлений о менеджменте: как науке, как самостоятельном виде профессиональной деятельности, как процессе и органе управления.

Задачи изучения дисциплины:

– обучить студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией; комплексному подходу при рассмотрении вопросов совершенствования управления организацией (предприятием) и при принятии и реализации управленческих решений;

– развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных управленческих ситуаций в различных областях деятельности организации;

– способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей организации, проектирования организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также в оценке эффективности управления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен[1]:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК-11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК-12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Обладать профессиональными компетенциями:

ПК-1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК-2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Студент в результате освоения программы дисциплины «Менеджмент» должен

знать:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления;

уметь:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

приобрести практический опыт:

- выбора путей своего профессионального развития;

- организации личного трудового процесса, а также трудового процесса коллектива;

- применения наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодоления конфликтных ситуаций, оценки эффективности управления;

- выражения собственного способа самоменеджмента, мотивации подчиненных и сотрудников;

- самостоятельного профессионального развития и карьерного роста.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 

Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 30
в том числе:  
Лекции 12
семинарские занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:  
Работа с учебной и научной литературой, периодическими изданиями, изучение нормативных правовых актов 8
Подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентаций. 8

Форма промежуточной аттестации по дисциплине            Зачёт в письменной форме

 



Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения*

Тема 1.

  Менеджмент: сущность, социально-экономические условия возникновения и развитие

 

.

Содержание учебного материала Определение менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджмент как процесс управления. Понятие стратегического, оперативного и ситуационного менеджмента. Основные сферы и функции менеджмента. Менеджмент как категория людей и орган управления. Менеджмент как наука и учебная дисциплина. Социально-экономические условия возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Фордизм. Классическая, или административная, школа. Школа «человеческих отношений», или неоклассическая школа. Школа «поведенческих наук». Количественная, или новая, школа науки управления. Ресурсная теория. Концепция менеджмента знаний. Теория обучающейся организации. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.   2   1
Семинарские занятия: Опрос по материалам лекции: Определение менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджмент как процесс управления. Понятие стратегического, оперативного и ситуационного менеджмента. Основные сферы и функции менеджмента. Менеджмент как категория людей и орган управления. Менеджмент как наука и учебная дисциплина. Социально-экономические условия возникновения и развития менеджмента. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Доклады: Социально-экономические условия возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Фордизм. Классическая, или административная, школа. Школа «человеческих отношений», или неоклассическая школа. Школа «поведенческих наук». Количественная, или новая, школа науки управления. Ресурсная теория. Концепция менеджмента знаний. Теория обучающейся организации.   2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 2. Организация как объект менеджмента.

Содержание учебного материала Понятие и ключевые характеристики организаций. Виды организаций. Содержание и основные факторы внутренней среды фирмы. Внешняя микросреда коммерческой организации. Элементы внешней макросреды фирмы. Жизненный цикл организации и его стадии. Культура организации. Уровни организационной культуры. Методы поддержки культуры организации. Социальная ответственность менеджмента: сущность, модели, формы. Кодексы социальной ответственности и их содержание. 2 1
Семинарские  занятия: опрос по материалу лекции: Понятие и ключевые характеристики организаций. Виды организаций. Содержание и основные факторы внутренней среды фирмы. Внешняя микросреда коммерческой организации. Элементы внешней макросреды фирмы. Жизненный цикл организации и его стадии. Доклады: Культура организации. Уровни организационной культуры. Методы поддержки культуры организации. Социальная ответственность менеджмента: сущность, модели, формы. Кодексы социальной ответственности и их содержание. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 3.

  Связующие процессы менеджмента. Информация и коммуникации. Принятие управленческих решений.

Содержание учебного материала Информация, ее виды и роль в менеджменте. Классификация информации. Система обмена информацией. Понятие и роль коммуникаций. Виды и формы коммуникаций. Препятствия в коммуникациях. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы. Сущность и виды управленческих решений. Основные требования к принятию управленческого решения. Методы, модели и этапы принятия управленческого решения. Организация и контроль исполнения решений. 2 1
Семинарские  занятия Опрос по материалам лекции: Информация, ее виды и роль в менеджменте. Классификация информации. Система обмена информацией. Понятие и роль коммуникаций. Виды и формы коммуникаций. Препятствия в коммуникациях. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы. Сущность и виды управленческих решений. Основные требования к принятию управленческого решения. Методы, модели и этапы принятия управленческого решения. Организация и контроль исполнения решений. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 4. Стратегическое планирование деятельности организации. Реализация стратегии

Содержание учебного материала Стратегическое планирование. Миссия и цели организации. «Дерево целей». Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее развития. Портфельный анализ. Выбор «стратегической зоны хозяйствования» и «стратегических хозяйственных единиц» с преимуществами в конкурентной борьбе. Формулирование и реализация стратегии деятельности фирмы. Типы базовой стратегии развития фирмы. Функциональные и конкурентные стратегии. Планирование реализации стратегии. Виды, задачи и методы разработки планов. Управление по целям (результатам). Методика управления эффективностью бизнеса (BPM – Business Performance Management). Методика сбалансированных показателей (BSC – Balanced Score Card) как элемент стратегического балансирования деятельности организации.  2 1
Семинарские  занятия Опрос по материалам лекции: Стратегическое планирование. Миссия и цели организации. Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее развития. Портфельный анализ. Формулирование и реализация стратегии деятельности фирмы. Типы базовой стратегии развития фирмы. Функциональные и конкурентные стратегии. Планирование реализации стратегии. Виды, задачи и методы разработки планов. Доклады: «Дерево целей». Управление по целям (результатам). Методика управления эффективностью бизнеса (BPM – Business Performance Management). Методика сбалансированных показателей (BSC – Balanced Score Card) как элемент стратегического балансирования деятельности организации.  2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 5. Проектирование организации. Мотивация и контроль в системе менеджмента.

Содержание учебного материала Властные полномочия, ответственность и делегирование. Процесс делегирования полномочий и ответственности. Понятие структуры организации и структуры управления. Элементы проектирования организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Типы структур управления. Мотивация: содержание и эволюция понятия. Общая модель мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Методы материальной и нематериальной мотивации. Сущность и содержание контроля. Виды контроля. Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль и измерение результатов работы персонала. 1 1
Семинарские  занятия Опрос по материалам лекции: Властные полномочия, ответственность и делегирование. Процесс делегирования полномочий и ответственности. Понятие структуры организации и структуры управления. Элементы проектирования организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Типы структур управления. Мотивация: содержание и эволюция понятия. Общая модель мотивации. Сущность и содержание контроля. Виды контроля. Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль и измерение результатов работы персонала. Доклады: Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Методы материальной и нематериальной мотивации. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 6. Личность менеджера. Руководство и лидерство

Содержание учебного материала Понятие искусства менеджмента. Формирование и проявление искусства менеджмента. Соотношение между талантом и образованием, развитием и саморазвитием. Динамика искусства менеджмента. Влияние искусства менеджмента на характеристики и особенности управления организацией. Факторы формирования и изменения личности менеджера. Самопознание и управление собственным развитием в деятельности менеджера. Сочетание интеллекта и воли. Гармония отношения к себе и к персоналу. Справедливость, этика и культура управления – неотъемлемые качества менеджера. Понятие лидерства. Теория личных качеств. Поведенческий подход. Ситуационный подход. Процессы формирования и основные составляющие лидерства. Формальные и неформальные факторы лидерства. Проявление лидерства в стиле управления. Разновидности стилей управления. Тенденции развития стиля управления. 1 1
Семинар-дискуссия: Дискуссия по материалам: Понятие лидерства. Проявление лидерства в стиле управления. Разновидности стилей управления. Тенденции развития стиля управления. Доклады: Понятие искусства менеджмента. Формирование и проявление искусства менеджмента. Соотношение между талантом и образованием, развитием и саморазвитием. Динамика искусства менеджмента. Влияние искусства менеджмента на характеристики и особенности управления организацией. Факторы формирования и изменения личности менеджера. Самопознание и управление собственным развитием в деятельности менеджера. Сочетание интеллекта и воли. Гармония отношения к себе и к персоналу. Справедливость, этика и культура управления – неотъемлемые качества менеджера. Теория личных качеств. Поведенческий подход. Ситуационный подход. Процессы формирования и основные составляющие лидерства. Формальные и неформальные факторы лидерства. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3

Тема 7.

Группы и конфликты в менеджменте. Командообразование.

Содержание учебного материала Роль группы в деятельности человека в целом и в менеджменте в частности. Образование групп. Понятие команды и ее признаки. Отличие команды от группы. Роли членов команды. Виды команд. Этапы командообразования. Кривая командных результатов. Руководство командой. Возникновение и ход конфликтов. Виды конфликтов. Влияние конфликтов на менеджмент. Управление конфликтами как одна из составляющих менеджмента. Регулирование социально-психологического климата в группе и организации. 1 1
Семинарские (практические) занятия Опрос по материалам лекции: Возникновение и ход конфликтов. Виды конфликтов. Влияние конфликтов на менеджмент. Управление конфликтами как одна из составляющих менеджмента. Регулирование социально-психологического климата в группе и организации. Доклады: Роль группы в деятельности человека в целом и в менеджменте в частности. Образование групп.Понятие команды и ее признаки. Отличие команды от группы. Роли членов команды. Виды команд. Этапы командообразования. Кривая командных результатов. Руководство командой. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 1 3

Тема 8. Ситуационный менеджмент.

Содержание учебного материала Цель и задачи ситуационного менеджмента. Сущность, источники и причины возникновения проблемных ситуаций в организациях. Классификация ситуаций. Сущность хозяйственного риска. Виды и причины потерь в предпринимательстве. Определение границ и зоны хозяйственного риска. Управление рисками в проблемных ситуациях. Роль случая в изменении позиций организации (фирмы) на рынке. Кризисные ситуации в организации: характеристика, причины и признаки. Пути выхода организации из кризисной ситуации. Методы и приемы решения проблемных ситуаций. Управление стратегическими ситуациями. Управление в кризисной ситуации. Психологические проблемы и модели ситуационного лидерства. 1 1
Семинарские (практические) занятия Опрос по материалам лекции: Кризисные ситуации в организации: характеристика, причины и признаки. Пути выхода организации из кризисной ситуации. Методы и приемы решения проблемных ситуаций. Управление стратегическими ситуациями. Управление в кризисной ситуации. Доклады: Цель и задачи ситуационного менеджмента. Сущность, источники и причины возникновения проблемных ситуаций в организациях. Классификация ситуаций. Сущность хозяйственного риска. Виды и причины потерь в предпринимательстве. Определение границ и зоны хозяйственного риска. Управление рисками в проблемных ситуациях. Роль случая в изменении позиций организации (фирмы) на рынке. Психологические проблемы и модели ситуационного лидерства. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 1 3

Тема 9.

  Управление организационными изменениями и развитием.

Содержание учебного материала Природа и классификация организационных изменений. Организационные изменения и развитие организации. Управление изменениями в организации. Восприятие организационных изменений персоналом. Причины и формы сопротивления изменениям в организации. Способы преодоления сопротивления организационным изменениям. Привлечение работников к управлению для осуществления изменений. Критерии и показатели эффективности управления. Определение экономической эффективности управленческого труда. - 1
Семинарские (практические) занятия Доклады: Природа и классификация организационных изменений. Организационные изменения и развитие организации. Управление изменениями в организации. Восприятие организационных изменений персоналом. Причины и формы сопротивления изменениям в организации. Способы преодоления сопротивления организационным изменениям. Привлечение работников к управлению для осуществления изменений. Критерии и показатели эффективности управления. Определение экономической эффективности управленческого труда. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: изучение конспекта лекций, чтение, изучение и анализ учебной,  научно-методической литературы, конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовка докладов, презентаций, рефератов; подготовка к тестированию 2 3
  Всего: 46  

      *)Характеристика уровня освоения учебного материала: 1.- ознакомительный; 2.- репродуктивный; 3.- продуктивный.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: