Процессуально-техническая модель семейной психотерапии

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии

 

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

Реферат

 

Техники семейного консультирования и психотерапии

    Работу выполнила: студентка Zm 1128 группы направления подготовки 37.04.01 Психология профиль «Психологическое консультирование и неврачебная психотерапия» Потапова Елена Сергеевна    
  Руководитель: зав.кафедрой, кандидат психологических наук, доцент Самбикина Оксана Семеновна      

 

 

 

ПЕРМЬ

2019

Содержание

1. Введение                                                                                                                          3      

2.1.Техники с использованием фантазий и образов                                                        6

2.2.Социометрические техники                                                                                         8

2.3. Техники для работы со структурой семьи                                                               19

2.4. Поведенческие техники                                                                                             27

2.5. Парадоксальные техники                                                                                                40

2.6. Техники работы с семейными ролями                                                                      46

2.7. Техники работы с семейными границами и правилами                                          50

2.8. Техники работы с семейной историей и мифами                                                     53

2.9. Психодраматические техники                                                                                    69

2.10. Техники арт-терапии при работе с семьей                                                              84

3. Заключение                                                                                                                      95

4. Литература                                                                                                                       97

 

 

Введение

В науке в настоящее время существует множество техник семейного консультирования и психотерапии. Также все больше возрастает количество техник и процедур, используемых практическим психологом. Значительное количество техник и технических приемов, используемых в настоящее время в современной семейной терапии, было позаимствовано из общей психотерапии. Однако помимо этого были разработаны и оригиналь­ные семейно-ориентированные техники, основанные на теоретических разра­ботках в рамках психологии и психотерапии семьи.

Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предпи­саний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (на­правления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач.

Каждое направление делает акцент на тех или иных способах работы с се­мьей, на специальных технических приемах, которые иногда являются свое­образной «визитной карточкой» данного подхода. К таким «визитным карточ­кам» относятся, например, парадоксальные предписания стратегических семейных терапевтов.

Большинство техник могут быть ис­пользованы и в терапевтических, и в диагностических целях — для получения информации о семейной системе, о способах ее адаптации к кризисной ситуа­ции, ее основных структурных особенностях и нарушениях, характере семей­ного взаимодействия. Выбор и использование той или иной техники при рабо­те с семьей определяется следующими факторами:

· особенности проблемной ситуации семьи, обратившейся за психологической помощью (этап жизненного цикла, на котором находится семья; специфика переживаемого семьей кризиса и др.);

· особенности семьи как системы (состав семьи; степень дисфункции семейной системы; уровень развития коммуникативных навыков членов семьи, социокультурные особенности и др.);

· особенности терапевтической ситуации (пространственно-временной континуум процесса психотерапии; композиция психотерапевтической команды и др.);

· уместность использования техники на данном этапе работы с семьей;

· предпочтения терапевта, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным терапевтическим стилем психотерапевта) (1).

 

Процессуально-техническая модель семейной психотерапии

 

Этап семейной психотерапии Техники и технические приемы, используемые в семейной терапии  
Общие техники Техники семейной терапии  
1. Установление контакта с семьей Техники установления контакта. Технические приемы ведения беседы Техники присоединения к семейной системе
2. Сбор информации о проблемной ситуации и особенностях взаимо­отношений членов дисфункциональной семьи Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выясне­ние, перефразирование, уточ­нение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Циркулярное интервью. Про­слеживание циркулярных после­довательностей. Техники, используемые для диагностики семенной системы (определение типа структурных нарушений и дисфункциональных паттернов семейного взаимодействия): социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения
3. Выдвижение и проверка терапевтических гипотез Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяс­нение, перефразирование, уточнение, отражение и выяс­нение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Социометрические техники. Техники, основанные на использовании воображения
4. Психотерапевтическое вмешательство Конфронтация. Прямые директивы. Интерпретации. Структурные вмешательства. Техники, основанные на использовании воображения. Парадоксальные техники. Поведенческие техники
5. Завершение психотерапии Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.) Социометрические техники, техники, основанные на исполь­зовании воображения, предна­значенные для диагностики произошедших в семье изме­нений и определения эффек­тивных способов использования внутренних ресурсов семьи

 

Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче ин­формации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования.

В таблице выше представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применения общих (неспецифических) и специфических техник на определенных этапах терапевтического процесса в семейной психотерапии.

Этапы процесса семейной терапии мы рассматриваем как взаимосвязан­ные и взаимозаменяемые модули (за исключением первого и последнего эта­пов). Так, в процессе психотерапии диагностика семейных отношений неотде­лима от терапевтического вмешательства. Кроме того, этапы диагностики и коррекции не являются строго фиксированными. Терапевту приходится неоднократно в ходе работы с семьей отслеживать изменения, происходящие в фун­кционировании семьи, корректируя свою работу и определяя направление даль­нейших интервенций.

Основные инструменты психолога и психотерапевта - это навыки наблюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии тех­ники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индивидуальном психологическом консультировании и психотерапии.

Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибега­ет с целью передачи информации, в то время как невербальный канал приме­няется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, со­переживания (12).

В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о проблемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размеще­нием в пространстве, служат источником важной информации, которая мо­жет быть использована психотерапевтом в работе с ними.

С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонст­рация технических приемов (3).

Далее более подробно будут рассмотрены существующие техники в семейном консультировании и психотерапии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: