Рефлексия содержания учебного предмета

  Рефлексия осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Этот приём рефлексии способствует осмыслению помех и затруднений в определённой ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

 

2. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 

3. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

 

4. Незаконченные предложения. Урок:

Ø Привлёк меня тем…

Ø Показался интересным…

Ø Взволновал…

Ø Заставил задуматься…

Ø Навёл на размышления…

Ø Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Ø Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?

Ø Что нового вы узнали на уроке?

Ø Что вы считаете нужным запомнить?

Ø Над чем ещё надо поработать?

           Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

Ø Они мне нравятся больше остальных;

Ø Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

Ø Они легче остальных заданий;

Ø Затрудняюсь ответить.

             Выбери верное утверждение:

Ø Я сам не смог справиться с затруднением;

Ø У меня не было затруднений;

Ø Я только слушал предложения других;

Ø Я выдвигал идеи...

Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:                   

Ø Как бы вы назвали урок?

Ø Что было самым важным на уроке?

Ø Зачем мы сегодня на уроке…?

Ø Какова тема сегодняшнего урока?

Ø Какова цель урока?

Ø Чему посвятим следующий урок?

Ø Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Ø Что для тебя было легко (трудно)?

Ø Доволен ли ты своей работой?

Ø За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,

по просьбе учителя…):

Ø Что мы хотели выяснить на уроке?

Ø Что нам удалось узнать?

Ø Мы ответили на поставленный вопрос?

Ø Что будем делать завтра?

Ø Что было самым важным на уроке?

Ø Кто хочет кого-нибудь похвалить?

 

5. Кластер (гроздь)фиксация системного понятия с взаимосвязями.

6. Табличкафиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

 

Понятие Знал Узнал Хочу узнать
       

 

7. Пометки на полях (инсерт, маркировка)обозначение с помощью

          знаков на полях возле текста или в самом тексте:

          «+» - знал, «!» - новый материал (узнал) «?» - хочу узнать

8. Шпаргалкаинформация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

  1. Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

 

Синквейн «Квадратное уравнение»:

Квадратное уравнение. (Заголовок)

Неполное, приведенное. (2 прилагательных)

Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)

Знак дискриминанта– количество корней.

(Фраза, несущая определенный смысл)

Легко. (Резюме)

  Синквейн «Таблица пифагора»

Теорема Пифагора. (Заголовок)

Для прямоугольных треугольников. (Свойство)

По двум сторонам нахожу третью. (Действие)

Могу использовать в жизни. (Отношение)

Великая. (Резюме)

 

10. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

              5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

              в соответствии с этапами урока:

Ø Сначала мы рассуждали так…

Ø Потом мы столкнулись с проблемой…

Ø Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

Ø Мы увидели (поняли)…Значит…

Ø Теперь мы будем…

12. Бортовой журнал. Обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Простейший вариант бортового журнала

Уже известно Узнал за урок (хочу узнать)
   

 

13. Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.

Азы работы над текстом.

(найдите в тексте основные понятия и запишите их).

Ты уже знаешь последние новости?

(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).

Известное и неизвестное.

(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).

Что, не ждали?

(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).

Главная мудрость.

(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).

Поучительный вывод.

(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).

Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).

14. Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапеизучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: