Описания опыта работы

В практике моей работы стали традиционными такие приемы рефлексии деятельности и содержания учебного материала как, рефлексивный экран (приём незаконченных предложений), бортовой журнал, таблица З-У, пантомима.

 

Пример 1

Урок в 7-ом классе. Тема урока: Треугольники. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Тип урока: урок систематизации и обобщения

Цель урока: развивать умение оперировать понятиями, владеть компонентами доказательства, умение высказывать оценочные суждения по заданным критериям, умение находить ошибки в информации и исправлять её, умение выслушивать мысли других, устную и письменную математическую речь, умение сотрудничать с окружающими и получать знания путем коллективной деятельности.

Суть проведения урока. В начале урока учащиеся совместно с учителем определяют цели и задачи урока. В ходе урока учащиеся работая в группах по 4 человека. Каждая группа получает задачу на доказательство. Время выполнение задания 5-10 мин. Группы рассказывают по очереди свое доказательство. Класс в это время внимательно слушает и готовится дать рецензию решению задачи и ответу группы использую критерии ответа у доски и доказательства задачи.

Таблица: Критерии ответа у доски и доказательства задачи

    Выполнено (1б) Выполнено частично (0,5 б) Не выполнено (0б)

Анализ условия задачи

Построение графической модели Чертеж аккуратный выполнен верно, отмечены все элементы фигуры, отображено условие задачи Чертеж построен верно, но не все элементы фигуры  данные в условии отображены или чертеж не аккуратно выполнен Чертеж сделан не верно или чертеж отсутствует
Условие Условие названо верно, полностью Некоторые данные условия не были перечислены Условие не было указано
требование выполнено частично Не выполнено

Владение компонентами доказательства

Факт Перечислены все фактические данные Фактические данные перечислены частично Нет фактических данных
Обоснование     Обоснованы все факты Фактические данные обоснованы не достаточно или обоснованы не верно Обоснование доказательства отсутствует
Вывод     Вывод сформулирован верно, обоснован Вывод сформулирован, но не обоснован Нет вывода или вывод не верен

Речь учащегося

Изложение грамотное, доступное, последовательное Нарушена последовательность изложения, правильность произношения терминов Ответ не сопровождался монологической речью

 

Таблица взаимооценивания ответа групп при доказательстве задач

№ группы

Анализ условия задачи

Владение компонентами доказательства

Речь учащегося

Всего баллов

Построение графической модели Условие требование Факт Обоснование   Вывод  
1                
2                
3                
4                
5                
6                

 

Выполняя рецензию ответа учащегося мы формируем умение выполнять рефлексию содержания учебного материала и деятельности одноклассника и собственной деятельности, т.к. по этим же критериям ребята могут самостоятельно проанализировать свой ответ.

Параллельно этой работе у каждой группы есть бланк самооценивания группы и самооценивания работы членов группы. С помощью которого они могли проанализировать работу группы в целом и каждого члена группы в отдельности.

 

Таблица самооценки работы группы

Состав группы 1____________________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________________

Найди ошибку Решение задачи Всего баллов
 
     

В конце урока можно провести рефлексию учебного материала применив рефлексивный экран.

Аналогичная работа проводится в 5-6 класса при решении текстовых задач. С помощью таблицы само и взаимоанализа решения задач и плана ответа у доски учащиеся учатся правильно и грамотно отвечать, тем самым развивая математическую речь. Учатся контролировать себя во время ответа, внимательно выслушивать ответ других учащихся и находить ошибки в решении, высказывать оценочные суждения.

Пример 2.

Приём описанный ниже позволяет не только проанализировать изученный на уроке материал, но и определить цели на следующий урок, сформировать у учащихся чувство не законченности урока, желания прийти сюда снова и продолжить беседу. Ребята уходят с урока с чувством, что им ещё многому надо научиться.

Урок в 5-ом классе. Тема: шкалы и координаты. Тип урока: открытие новых знаний. 

В качестве рефлексии использовалась таблица Знать –Уметь. Совместно с учителем ребята заполняют таблицу в начале урока и определяют, что они должны узнать и чему они должны научиться за урок. Эта же таблица и помогает сформулировать цели урока.

Знать Уметь
Единичный отрезок Определять значение величины по шкале
Координатный луч Строить координатный луч
Координата точки Читать координату точки
  Отмечать точки на луче по заданным координатам
  Определять координату точки

В конце урока вновь возвращаемся к данной таблице и анализируем, что было пройдено, а что нам осталось ещё изучить на следующий урок.

Так же в конце урока была проведена рефлексия деятельности (приём рефлексивный экран)

• Сегодня на уроке я узнал…

• Сегодня на уроке я научился…

При выполнении заданий:

•         У меня возникли трудности при …

•         У меня не возникло трудностей и …  

 

Пример 3.

Урок в 6-ом классе. Тема: Умножение обыкновенных дробей. Анализ контрольной работы. Этот приём можно применять с целью формирования умения видеть допущенные в работах ошибки, понимать почему эти ошибки были допущены, планировать дальнейшую образовательную деятельность.

В начале урока проводим беседу с классом. Выясняем, какие задания были в контрольной работе, какие правила, умения надо было применить при решении работы, где они могли допустить ошибки. Далее дети самостоятельно работают с рефлексивной таблицей и своими работами. Анализируют с помощью таблицы свои работы и составляют индивидуальный образовательный маршрут.

Таблица самоанализа _________________________________________

задание умение Допущенная ошибка Отметка ученика Отметка учителя Коррекционные задания

1

Найти произведение

Применять в ходе вычисления алгоритмы умножения обыкновенных дробей,

умножения смешанных чисел, сокращения дробей

Не знание правил умножения, при умножении дробей     Повторить п. 13, составить конспект. № 433
При умножении целого числа на дробь     Повторить п. 13 №427
При сокращении дробей     Повторить П.9, № 243,244
При умножении смешанны чисел     Повторить п. 13 № 446

2

Выполнить действия

Применять в ходе вычисления алгоритмы вычитания дробей, умножения обыкновенных дробей,

умножения смешанных чисел, сокращения дробей

При определении порядка действий    

Повторить п. 13, 12, 11, № 445

При умножении дробей    
При вычитании дробей    

3,4

Решить задачу

Решать задачи на нахождение части от целого, величины по его.

При анализе условия задачи    

Выговская Сборник практически задач по математике № 332- 338

При определении хода решения задачи    
При нахождении дроби от числа    
При нахождении числа по его проценту    
При сравнении величин    
Вычислительные ошибки     № 472

5

Вычислить удобным способом

Применять свойства умножения при вычислении

Не знание распределительного свойства умножения     Повторить п.15 № 538 (д-з), №568 (в,г)
Вычислительные ошибки     Повторить п. 13, 12, 11,№472,445

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: