В практике моей работы стали традиционными такие приемы рефлексии деятельности и содержания учебного материала как, рефлексивный экран (приём незаконченных предложений), бортовой журнал, таблица З-У, пантомима.
Пример 1
Урок в 7-ом классе. Тема урока: Треугольники. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Тип урока: урок систематизации и обобщения
Цель урока: развивать умение оперировать понятиями, владеть компонентами доказательства, умение высказывать оценочные суждения по заданным критериям, умение находить ошибки в информации и исправлять её, умение выслушивать мысли других, устную и письменную математическую речь, умение сотрудничать с окружающими и получать знания путем коллективной деятельности.
Суть проведения урока. В начале урока учащиеся совместно с учителем определяют цели и задачи урока. В ходе урока учащиеся работая в группах по 4 человека. Каждая группа получает задачу на доказательство. Время выполнение задания 5-10 мин. Группы рассказывают по очереди свое доказательство. Класс в это время внимательно слушает и готовится дать рецензию решению задачи и ответу группы использую критерии ответа у доски и доказательства задачи.
Таблица: Критерии ответа у доски и доказательства задачи
| Выполнено (1б) | Выполнено частично (0,5 б) | Не выполнено (0б) | ||
| Анализ условия задачи | Построение графической модели | Чертеж аккуратный выполнен верно, отмечены все элементы фигуры, отображено условие задачи | Чертеж построен верно, но не все элементы фигуры данные в условии отображены или чертеж не аккуратно выполнен | Чертеж сделан не верно или чертеж отсутствует |
| Условие | Условие названо верно, полностью | Некоторые данные условия не были перечислены | Условие не было указано | |
| требование | выполнено | частично | Не выполнено | |
| Владение компонентами доказательства | Факт | Перечислены все фактические данные | Фактические данные перечислены частично | Нет фактических данных |
| Обоснование | Обоснованы все факты | Фактические данные обоснованы не достаточно или обоснованы не верно | Обоснование доказательства отсутствует | |
| Вывод | Вывод сформулирован верно, обоснован | Вывод сформулирован, но не обоснован | Нет вывода или вывод не верен | |
| Речь учащегося | Изложение грамотное, доступное, последовательное | Нарушена последовательность изложения, правильность произношения терминов | Ответ не сопровождался монологической речью | |
Таблица взаимооценивания ответа групп при доказательстве задач
| № группы | Анализ условия задачи | Владение компонентами доказательства | Речь учащегося | Всего баллов | ||||
| Построение графической модели | Условие | требование | Факт | Обоснование | Вывод | |||
| 1 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 3 | ||||||||
| 4 | ||||||||
| 5 | ||||||||
| 6 | ||||||||
Выполняя рецензию ответа учащегося мы формируем умение выполнять рефлексию содержания учебного материала и деятельности одноклассника и собственной деятельности, т.к. по этим же критериям ребята могут самостоятельно проанализировать свой ответ.
Параллельно этой работе у каждой группы есть бланк самооценивания группы и самооценивания работы членов группы. С помощью которого они могли проанализировать работу группы в целом и каждого члена группы в отдельности.
Таблица самооценки работы группы
Состав группы 1____________________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________________
| Найди ошибку | Решение задачи | Всего баллов |
| 3б | 7б | |
В конце урока можно провести рефлексию учебного материала применив рефлексивный экран.
Аналогичная работа проводится в 5-6 класса при решении текстовых задач. С помощью таблицы само и взаимоанализа решения задач и плана ответа у доски учащиеся учатся правильно и грамотно отвечать, тем самым развивая математическую речь. Учатся контролировать себя во время ответа, внимательно выслушивать ответ других учащихся и находить ошибки в решении, высказывать оценочные суждения.
Пример 2.
Приём описанный ниже позволяет не только проанализировать изученный на уроке материал, но и определить цели на следующий урок, сформировать у учащихся чувство не законченности урока, желания прийти сюда снова и продолжить беседу. Ребята уходят с урока с чувством, что им ещё многому надо научиться.
Урок в 5-ом классе. Тема: шкалы и координаты. Тип урока: открытие новых знаний.
В качестве рефлексии использовалась таблица Знать –Уметь. Совместно с учителем ребята заполняют таблицу в начале урока и определяют, что они должны узнать и чему они должны научиться за урок. Эта же таблица и помогает сформулировать цели урока.
| Знать | Уметь |
| Единичный отрезок | Определять значение величины по шкале |
| Координатный луч | Строить координатный луч |
| Координата точки | Читать координату точки |
| Отмечать точки на луче по заданным координатам | |
| Определять координату точки |
В конце урока вновь возвращаемся к данной таблице и анализируем, что было пройдено, а что нам осталось ещё изучить на следующий урок.
Так же в конце урока была проведена рефлексия деятельности (приём рефлексивный экран)
• Сегодня на уроке я узнал…
• Сегодня на уроке я научился…
При выполнении заданий:
• У меня возникли трудности при …
• У меня не возникло трудностей и …
Пример 3.
Урок в 6-ом классе. Тема: Умножение обыкновенных дробей. Анализ контрольной работы. Этот приём можно применять с целью формирования умения видеть допущенные в работах ошибки, понимать почему эти ошибки были допущены, планировать дальнейшую образовательную деятельность.
В начале урока проводим беседу с классом. Выясняем, какие задания были в контрольной работе, какие правила, умения надо было применить при решении работы, где они могли допустить ошибки. Далее дети самостоятельно работают с рефлексивной таблицей и своими работами. Анализируют с помощью таблицы свои работы и составляют индивидуальный образовательный маршрут.
Таблица самоанализа _________________________________________
| № | задание | умение | Допущенная ошибка | Отметка ученика | Отметка учителя | Коррекционные задания |
| 1 | Найти произведение | Применять в ходе вычисления алгоритмы умножения обыкновенных дробей, умножения смешанных чисел, сокращения дробей | Не знание правил умножения, при умножении дробей | Повторить п. 13, составить конспект. № 433 | ||
| При умножении целого числа на дробь | Повторить п. 13 №427 | |||||
| При сокращении дробей | Повторить П.9, № 243,244 | |||||
| При умножении смешанны чисел | Повторить п. 13 № 446 | |||||
| 2 | Выполнить действия | Применять в ходе вычисления алгоритмы вычитания дробей, умножения обыкновенных дробей, умножения смешанных чисел, сокращения дробей | При определении порядка действий | Повторить п. 13, 12, 11, № 445 | ||
| При умножении дробей | ||||||
| При вычитании дробей | ||||||
| 3,4 | Решить задачу | Решать задачи на нахождение части от целого, величины по его. | При анализе условия задачи | Выговская Сборник практически задач по математике № 332- 338 | ||
| При определении хода решения задачи | ||||||
| При нахождении дроби от числа | ||||||
| При нахождении числа по его проценту | ||||||
| При сравнении величин | ||||||
| Вычислительные ошибки | № 472 | |||||
| 5 | Вычислить удобным способом | Применять свойства умножения при вычислении | Не знание распределительного свойства умножения | Повторить п.15 № 538 (д-з), №568 (в,г) | ||
| Вычислительные ошибки | Повторить п. 13, 12, 11,№472,445 |






