Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает критически мыслить. Требованиями, которых необходимо придерживаться при написании, являются полнота изложения, информативность, объективность и достоверность зафиксированных положений из первоисточника, корректная оценка материала. В средних специальных учебных заведениях под рефератами подразумевают тематические сообщения, подготовленные учащимися.
Методические указания по работе над рефератом содержат этапы работы над данным видом издания, которые включают:
§ выбор темы, актуальной по своему значению и оригинальной, интересной по содержанию;
§ подбор и изучение основных источников, необходимых при написании рефератов (доклада);
§ составление списка литературы;
§ обработку и систематизацию информации;
§ разработку плана реферата (доклада);
§ требования к его содержанию;
§ публичное выступление.
Обычно реферат содержит три главные части: введение, основную часть и заключение. Его структура также обязательно содержит список использованных для подготовки нормативных и прочих источников. Такой элемент как приложение использовать необязательно. Текст всегда должен быть лаконичным, четким, отличаться убедительными формулировками и отсутствием второстепенных сведений. Объем реферата составляет 10 – 12 машинописных страниц. Текст выполняется на одной странице белого листа (формат А4). Страницы нумеруются вверху, в середине, за исключением титульного листа. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
|
|
Компьютерный текст выполняется с полуторным интервалом, шрифт «Times New Roman», кегль 14.
На титульном листе указывается название учебного заведения, темы; курс, группа, форма обучения, фамилия и инициалы автора; ученая степень, должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.
Оценка выполненной работы производится в соответствии с Методикой балльно - рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине.
Темы для выполнения рефератов
1.Договоры о правовой помощи. Общая характеристика.
2.Обычаи и обыкновения в МЧП.
3.Сверхимперативные нормы в международном частном праве.
4.Сотрудничество государств в рамках СНГ по вопросам МЧП.
5.Обратная отсылка к закону третьей страны.
6.Национализация иностранной собственности.
7.Применение права государства, с множественностью правовых систем.
8.Регулирование трудовых отношений в международных организациях и зарубежных органах внешних сношений.
9.Правовые основы трудовой деятельности граждан РФ в иностранных организациях и фирмах на территории РФ.
|
|
10.Труд граждан РФ за рубежом, регулируемый законодательством РФ.
11.Передача промышленной собственности на основе лицензионного договора.
12.Охрана товарных знаков в МЧП.
13.Признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений.
14.Международный коммерческий арбитраж ad hoc.
15.Арбитражная оговорка и арбитражное соглашение: их роль в арбитражном процессе.
16.Оговорка о публичном порядке.
17. Дееспособность апатридов в международном частном праве.
18.Правовой статус иностранных граждан в РФ.
19.Гражданская правоспособность граждан РФ за рубежом.
Критерии оценивания
Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению. Новизна текста определяет, прежде всего, самостоятельностью в постановке проблемы, формулированием нового аспекта известной проблемы, наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений.
Одним из критериев оценки работы является анализ использованной литературы. Определяется, привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Степень раскрытия сущности вопроса – наиболее важный критерий оценки работы студента над рефератом. В данном случае определяется: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) обоснованность способов и методов работы с материалом, способность его систематизировать и структурировать; г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Также учитывается соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения; владение терминологией; соблюдение требований к объёму реферата.
Курсовая работа
Курсовая работа студента показывает уровень освоения студентом методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию коллизионного регулирования отношений в различных областях.
При написании курсовой работы преследуются следующие цели:
· систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности и их применение для постановки и решения конкретных научных и прикладных (практических) задач;
· углубление навыков ведения самостоятельной работы, овладение современной методикой проведения исследований при решении правовых вопросов;
· развитие умения проводить критический анализ литературы, творчески обсуждать результаты работы, вести научную полемику.
Курсовая работа студента должна:
· носить творческий характер с использованием новых статистических данных, действующих актов национального законодательства, а также международно-правовых актов;
· отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
· отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами;
· соответствовать правилам оформления работы, установленным соответствующими стандартами (четкая структура, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, библиографического описания, списка используемых источников, аккуратность выполненной работы).
|
|
Тема курсовой работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития юридической науки, отражать наиболее актуальные проблемы международного частного права.
Тематика рассматривается и утверждается на заседании кафедры.
Общий перечень тем курсовых работ обновляется по мере необходимости с учетом новейших международно-правовых, социально-экономических, политических потребностей общества.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Студент может предложить свою тему курсовой работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Научный руководитель курсовой работы осуществляет контроль над процессом исследования:
- выдает студенту задание по курсовой работе;
- оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения курсовой работы;
- рекомендует студенту необходимые основные законодательные, международно – правовые акты, научную, методическую литературу, справочные материалы, учебные пособия и другие источники по теме работы;
- проводит предусмотренные расписанием консультации;
- проверяет выполнение работы (по частям и в целом).
После завершения студентом исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов.
План курсовой работы представляет собой расположенный в определенной логической последовательности перечень ее структурных частей (глав и параграфов, подлежащих раскрытию).
Если студент уже работал над избранной темой раньше и знает примерный круг проблем и вопросов по данной теме, то сразу же после утверждения темы на кафедре он должен приступить к составлению плана будущей курсовой работы и обсудить его с научным руководителем.
Если студент впервые приступает к работе над темой, начинать сразу с составления плана не рекомендуется. Прежде всего, необходимо определить круг вопросов и проблем, которые следует рассмотреть в курсовой работе. Для этого требуется изучить несколько основных работ (монографий, статей), наиболее полно освещающих тему, либо, если вопрос в теории недостаточно разработан, практику правоприменительной деятельности юрисдикционных органов. Лишь после этого можно приступать к составлению плана.
|
|
Составление качественного плана исследования практически наполовину обеспечивает ее успех в целом, поэтому к данному этапу подготовки курсовой работы следует подойти очень ответственно.
Особое внимание следует обратить на последовательность постановки вопросов: каждый последующий пункт должен иметь связь с предыдущим вопросом. Окончательный вариант плана курсовой работы утверждается научным руководителем и, по существу, должен представлять собой оглавление работы.
Курсовая работа выполняется на основе анализа действующего законодательства, международно-правовых актов, научной, учебной, практической и методической литературы.
К написанию курсовой работы студент должен приступать лишь тогда, когда изучена литература и подобран необходимый материал.
Каждая курсовая работа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление работы.
3. Введение.
4. Основная часть, включающая обычно две или три главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2-3 параграфа.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.
Заголовки каждой последующей ступени смещают на 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.