Понятие рынка, причины возникновения рынка, основные признаки и функции в хозяйственной жизни страны

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Известно, что рыночная экономика – это обязательный элемент товарного производства. По мере развития общественного производства, понятие рынка существенно менялось.

Начальные этапы развития рынка:

1) Определение рынка исходило из географического местоположения. Рынок – это базар; место обменных операций. Развивается общественное производство, увеличивается объём производства.

2) Рынок – это торговая площадь, место торговли. Цены уже свободно меняются, выравниваются на одинаковые товары. Отношения между покупателями и продавцами – свободные.

3) Рынок – это форма товарно-денежного обмена.

4) Появление рабочей силы. Рынок – элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, распределения, реализации его частей.

5) Современный этап. Рынок сегодня – тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Рынок можно определить, как общественную форму организации и функционирования экономики. Соединяется и производство, и потребление. Рынок – это самостоятельная подсистема в функционирующей экономической системе.

Рынок – сфера обращения; это форма движения совокупного общественного продукта (COД); это тип общественных связей; - самостоятельная система в хозяйственной системе.

С рынком связаны: обмен, товар, товарное обращение и т.д. Все они обретают экономические связи между людьми в процессе движения товара.

Материальная основа рыночных отношений – движение товара и денег.

Каждый рынок имеет свои специфические черты:

- Организация рынка

- Ассортимент товаров

- Традиции

- Масштабы

Государство:

- Имеет место и роль в рынке.

- Оказывает воздействие в рыночных отношениях с помощью правовых и юридических норм.

Задача современного государства – брать на себя непосильные для рынка проблемы (структурная перестройка, развитие науч.-тех. прогресса, соц. проблемы и др.). Рынок не только экономическое понятие. Это очень широкая общественная категория, очень сложное социально-философское понятие, ведь рынок является результатом естественно-исторического развития общества, которое включает: исторические, национальные, культурные, религиозные и даже психологические особенности развития народов.

Причины существования рынка:

1) Общественное разделение труда.

2) Экономическая обособленность рыночных субъектов.

3) Ограниченность экономических ресурсов.

4) Появление разнообразной формы собственности.

Существует пять основных признаков, которые отличают рынок (характеризуют его по-другому) от других типов организации экономической деятельности:

1) Неограниченность числа участников или свободный вход и выход с рынка.

2) Цены устанавливаются на основе конкуренции, а не на основе диктата (предложения) отдельного товаропроизводителя.

3) Мобильность ресурсов (их свободное перемещение относительно территории). Желательно, чтобы доступ был для всех хозяйственных субъектов.

4) Полнота информации о рынке должна быть предоставлена любому.

5) Нельзя предоставлять привилегии кому-либо (все в одинаковых условиях).

Современный рынок:

Признаки:

1) Свободное предпринимательство.

2) Ограниченное вмешательство государства в деятельность предпринимателей.

3) Многообразие форм собственности (при главной роли частной).

4) Наличие конкуренции и др.

Рынок в хозяйстве любой страны выполняет важнейшие функции, чем мы и подчеркиваем его роль в её жизни.

Функции рынка:

1) Регулирующая – главная.

2) Информационная.

3) Стимулирующая.

4) Посредническая.

5) Санирующая.

6) Распределительная.

7) Ценообразующая.

8) Конкурирующая.

Рынок имеет (играет) положительную роль в экономике любой страны, обеспечивая:

1) Свободу предпринимательской деятельности.

2) Более эффективную организацию труда производства.

3) Развитие частного производства.

4) Обогащение отдельной части людей.

5) Гибкость в удовлетворении потребностей людей.

6) Эффективное использование ограниченных ресурсов.

7) Максимальное использование достижений науч.-тех. прогресса.

Недостатки:

1) Рынок абсолютно безразличен к малоимущим слоям населения.

2) Рынок не может обеспечить стабильность цен; всех трудоспособных – работой.

3) Определённая часть людей может разориться.

4) Почва для преступности.

5) Рынок практически безразличен к решению экологических проблем. Ему нужен готовый продукт, процесс ему не важен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: