Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 2004. С.5

 

 

       «Формирование человека на православных традициях …означает формирование ответственного отношения к жизни, стремления к ее улучшению, доброжелательного отношения к миру, утверждение благодати и красоты, которая, по словам Ф.М. Достоевского, «спасет мир». Православие ориентирует человека на нравственный героизм, строгость, стремление соотнести себя со служением высшему идеалу, утверждает индивидуальность, наполняет жизнь настоящим смыслом, предоставляет выбор, в котором есть Божие избрание. Человек самостоятельно делает выбор в земной жизни и этим определяет свое будущее.

    …В современной социокультурной ситуации, когда складывается новая парадигма педагогического мышления, особую актуальность приобрели идеи человековедения, личностно ориентированного обучения и воспитания, Эти идеи всегда оставались основными в христианской педагогике.

…Укажем на суть христианской педагогики, излагаемую Я.А.Коменским. В «Великой дидактике раскрываются следующие положения:

человек есть удивительнейшее, совершеннейшее и высшее создание Божие;

последняя цель человека лежит за пределами земной жизни, а именно, в вечном общении с Богом;

земная жизнь есть лишь подготовка к будущей;

эта подготовка проходит три ступени: достижение мудрости, добродетели и благочестия. Мудрости, чтобы человек знал самого себя и все, что его окружает; добродетели, чтобы он мог владеть собою и занимать подобающее ему место; благочестия, чтобы и в этой жизни он мог иметь общение с Богом;

человеку даны от природы семена и зачатки всего этого, но для того, чтобы быть вполне человеком, он должен получить образование.

Е.А.Савченко. Педагогическая деятельность: генезис и динамика. Философско-методологический анализ.-Минск, 2000. С.40; 48.

 

 

       «…смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем. Христианство возвышается над миром, но не уходит из него и почитает своим долгом бороться в мире за доброе против злого.

…Нужно человека спасти в земные дни от падений и развить в нем то, что не утеряется в вечности. … потому в развитии внутреннего человека — главный путь педагогической работы.

Таки образом, обе задачи (воспитание в Вечной и земной жизни) должны быть правильно сочетаемы и должны образовывать единую, целостную задачу воспитания»

Протоиерей В.В.Зеньковский. Педагогика. М., 2002. С 8; 52.

 

 

Социальная концепция Русской Православной Церкви

Принята 12 сентября 2005 г.

«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. …

I. Основные богословские положения

I.3. Жизнь в Церкви… есть непрестанное служение Богу и людям...

 Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности.

I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством… 

II. Церковь и нация

II.3… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. …

  III. Церковь и государство

III.1. …Церковь … предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей…

 III.8. …Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: