Принципы деятельности ОО «брсм»

ОО «БРСМ» осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- сотрудничество в работе всех организационных структур и органов, коллегиальность в принятии решений и личная ответственность за порученное дело;
- уважение к личному достоинству и мнению каждого члена организации;
- выборность руководящих и контрольных органов ОО «БРСМ» снизу доверху;
- периодическая отчетность органов ОО «БРСМ» перед своими организациями;
-свобода дискуссий, критики, гласности;
-уважение прав большинства и меньшинства;
- интересы большинства обеспечиваются его правом выступать и действовать от имени всей организации, правом распоряжаться собственностью организации;
- интересы меньшинства обеспечиваются его правом ставить на обсуждение и отстаивать свою позицию, апеллируя к общественному мнению;
- обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих;
- разграничение компетенции органов ОО «БРСМ».

Социально-педагогические функции Церкви Русецкая А.М.

Церковь как институт социализации

 

 

В системе различных подходов к определению характеристик социального развития человеческого сообщества выделяется социально-педагогический критерий. Согласно ему, уровень цивилизованности общества определяется по степени отношения в нем к тем категориям населения, которые нуждаются в особой помощи и поддержке со стороны остальных членов общества. К ним относятся, прежде всего, дети, женщины, пожилые люди, а также все те, кто, вследствие своего состояния здоровья и материального положения не может самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность. В соответствии с данным критерием культурологи считают современную европейскую цивилизацию христианской. Действительно, в основе современной общественной морали, как регулятора социальных отношений, лежат общечеловеческие духовно-нравственные ценности, которые были впервые сформулированы в Ветхом Завете. Впоследствии они получили углубление и развитие в Новозаветных книгах Библии — наиважнейшего историко-литературного источника, в котором впервые в истории человечества перечислены все категории социально незащищенного населения и определено надлежащее отношение к ним со стороны общества, выражаемое в любви, милосердии и помощи. Согласно библейскому определению, такое отношение общества к личности заповедано Самим Богом и основано на уважении образа Божия в каждом человеке независимо от его социальных характеристик.

В дохристианский период исторического развития общества ценность человеческой личности не считалась безусловной и определялась в зависимости от выполнения человеком экономически обусловленной социальной роли. Ребенок воспринимался как потенциально полезный член общества. Соответственно в дохристианской системе социального воспитания внимание уделялось только сильным и здоровым детям, причем акцент делался не на развитии их личностного потенциала, а на привитии им личностных характеристик в интересах социальных систем первобытнообщинного, а затем рабовладельческого общества. Ценность жизни взрослого определялась по показателям его успешности в военной или политической карьере, материальному достатку. Такая специфика общественной морали до сих пор характерна для языческого менталитета традиционных социальных общностей Африки, Амазонской сельвы, Австралии и Новой Зеландии, находящихся на примитивных стадиях социально-экономического развития.

Социально-педагогическая концепция личности в системе христианской антропологии основана на исполнении человеком единой заповеди любви к Богу и ближнему. Образ Божий, изначально присутствующий в человеке, является основой для приобретения им подобия Божия в церковном единении христиан через веру, молитву и дела милосердия. Целью и результатом данных действий является вечная жизнь человека с Богом в нераздельности, но неслиянности (т.е. сохранении своей ипостасности, личностной индивидуальности).

 Христианская теория обожения человека была оформлена и выражена в 14 веке византийским ученым, святителем Григорием Паламой и развита в трудах христианских богословов и ученых. В 17 веке епископ Ян Амос Коменский определяет цель обучения и воспитания ребенка как подготовку его к вечной жизни.

Идеи христианского милосердия, основанного на вере в ценность человека как Божия творения, прочно вошли в систему национального сознания славянских народов в результате просветительской деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия, которые перевели Священное Писание на славянский язык и сделали доступными для восприятия его содержание. Распространению христианских отношений между людьми в древнерусском государстве способствовал указ святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, согласно которому все дети подлежали обязательному обучению в школах, где преподавание велось по богослужебным книгам — Псалтири и Часослову. Высокая грамотность населения способствовала формированию у славян нравственного сознания. Данный процесс сопровождался особой заботой Церкви о спасении ее членов, выраженной в просветительской деятельности ее ведущих деятелей. В их числе белорусские просветители, — распространительница Священного Писания преподобная Евфросиния, княжна и игуменья Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, составивший «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», и другие. Важнейшим институтом социального воспитания на основе христианских ценностей явились братские школы в Украине и Беларуси, действовашие при православных церковных братствах. Результатом данных историко-социальных процессов явилась характерная для христианского сознания идея личной причастности и ответственности в делах благотворительности и милосердия как спасительного служения Богу и ближнему.

Традиции личного благотворительного служения были прерваны в годы советской власти, когда велась активная атеистическая пропаганда, искажались история и учение Церкви в официальных источниках, а социальная и социально-педагогическая деятельность была полностью монополизирована государством. В настоящее время наблюдается процесс возрождения в обществе христианских социально-педагогических идей. В ходе социально-политического обновления белорусского государства стали развиваться воскресные школы и церковные братства, деятельность которых в значительной мере способствует усилению морально-нравственного аспекта социального воспитания молодежи. Значительная работа с детьми-инвалидами проводится социальным педагогом Дома Милосердия И.И. Тарасик. Далеко за пределами Беларуси известна социально-реабилитационная работа с молодыми людьми с ОПФР, осуществляемая под руководством сестры милосердия, кандидата психологических наук М.В. Кравцовой на базе Центра духовного просвещения и социального служения Белорусского Экзархата «Всех скорбящих Радость». Социальная и социально-педагогическая работа Церкви координируется социальным отделом Минской епархии.

В августе 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Ведущим документом, отражающим современное мнение православной Церкви по социальным вопросам, явилась принятая в 2008 г. социально-педагогическая концепция БПЦ. Позитивное влияние христианских мировоззренческих позиций на духовно-нравственное состояние учащейся молодежи закреплено принятым в … г. Соглашением о сотрудничестве между государством и Церковью

История христианского милосердия и благотворительности на Беларуси отражена в трудах проф. А. Д. Григорьева (БГПУ им. М. Танка). Христианские социально-педагогические идеи выражены в трудах известных белорусских ученых А.И.Осипова и М.А. Станчиц (Национальный институт образования), Е.А.Савченко (Мозырский государственный педагогический институт) и др. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в республике издаются духовно-просветительская газета для учителей, родителей и детей «Воскресение», молодежный журнал «Врата Небесные». В Издательстве Белорусского Экзархата выходит значительное количество художественной литературы для детей и юношества современных белорусских христианских писателей и поэтов — Б.А. Ганаго, Т.Н. Дашкевич, Е.И. Михаленко и др.











А.М.Русецкая

 

 

Библия. Ветхий Завет

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.» (Псалтирь,33;15).

 

Библия. Новый Завет

 

 

«…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. Иной больше сих заповедей нет! Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказа Ты, что есть один Бог и нет иного, кроме Его, и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После этого никто уже не смел спрашивать Его» (Мк. 12; 29-34)

 

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное.» (Мф.,18;1-3).

 

«И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9; 36-37)

 

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю Вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их». (Мк. 10; 13-16)

 

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.,18;10).

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6; 17, 30-32; 36)

 

 

Макарий Великий

    «Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке.»

 

(Наставления святого Макария Великого о христианской жизни. М., 1998. С.11.)

 

Иоанн Златоуст

«…возлюбленные, будем считать блаженными не богатых, но добродетельных, а называть несчастными не бедных, но порочных, будем

взирать… не на внешнее одеяние, но совесть каждого…»

Св. Иоанн Златоуст. Полн.собр.творений в 12 т. Т.!, кн.2.— СПб, 1898. С.797.

 

    «Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества….

    На откровении об образе Божием в человеке, признанием за каждым человеком уникального и неповторимого личностного начала построена вся педагогика Православия…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: