Социально-педагогическая деятельность как процесс

В процессе социально-педагогической деятельности происхо­дит изменение субъекта, объекта, средств и внешних условий де­ятельности. Направление изменений определяется целью деятель­ности. Под социально-педагогической деятельностью понимают деятель­ность, которая направлена на решение задач социального воспи­тания и социально-педагогической защиты.

Социальное воспитание — забота общества о своем прогрес­се в лице младших поколений; условия, создаваемые обще­ством, государственными и частными структурами, для фи­зического, психического и социального развития человека.

Для понимания сущности и особенностей любого вида дея­тельности необходимо выявить его концептуальные и процессу­альные составляющие, прежде всего его объект и субъект.

К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально-педаго­гической деятельности — оказание компетентной социально-пе­дагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подрост­ков, юношей1. По мнению В. А. Сластенина, очевидно, что объек­том социальной педагогики, с одной стороны, выступает расту­щий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с дру­гой — элементы общественной культуры, которыми владеет пе­дагог и которые служат «строительным материалом» для форми­рования личности.

Возможно и иное толкование, также не снимающее двойствен­ности объекта социально-педагогической деятельности. В широком смысле к объекту социально-педагогической деятельности отно­сят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процес­сов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе. В узком смысле — ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы людей).

Социально-педагогическая защита — система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нрав­ственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного разви­тия его духовных и физических сил. Маргинальный — находящийся на краю, близкий к пре­делу.

В основе этих подходов к определению сущности объекта со­циально-педагогической деятельности лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца XIX — нача­ла XX в.

С точки зрения И. Г. Песталоцци, П. Наторпа и других, объек­том социальной педагогики выступает социальное воспитание под­растающего поколения. Задача социальных педагогов — интегра­ция воспитательных сил общества с целью повышения культурно­го уровня народа, создания социально-педагогического и соци­ально-психологического «поля» для полноценного становления каж­дого человека на всем протяжении его жизненного пути.

Развивая педагогические идеи Р. Оуэна, Г. Ноль, Г. Боймер и другие, социально-педагогическую деятельность определяли как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, дет­ских домах, школах-интернатах прежде всего с детьми с делинк-вентным поведением.

Делинквент — правонарушитель, преступник, лицо, совер­шившее незаконное действие, проступок.

Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по этим направлениям. Сторонники пер­вого преобладают среди теоретиков социальной педагогики, тог­да как среди практических работников большей популярностью пользуется второй, адаптивный подход.

Обратим внимание на еще одну особенность объекта социаль­но-педагогической деятельности. По мнению Ю. В. и Т. А. Василь­ковых, данный вид деятельности, по сути, есть социальная ра­бота, включающая педагогическую деятельность и направлен­ная на помощь ребенку (подростку) в самоорганизации.

Это толкование дает возможность воспользоваться разрабо­танными в теории социальной работы рисковым, ресурсным и проблемным подходами, которые позволяют конкретизировать объекты социально-педагогической деятельности.

Социальная работа — вид деятельности, содержанием ко­торой является восстановление нарушенных взаимодействий человека (группы людей) с социумом.

Риск — ситуативная характеристика деятельности, означаю­щая неопределенность ее исхода, при которой возможны альтер­нативные варианты ошибки или успеха. Социально-педагогический риск — учет и регулирование нежелательных, социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, пол­ноценной социализации личности факторов и последствий.

Факторы адаптации к ситуациям риска у различных групп на­селения, в том числе у несовершеннолетних, различны. Те груп­пы несовершеннолетних, которые в силу сочетания объективных и субъективных причин максимально подвержены различным социальным и социально-педагогическим рискам, называют «груп­пами» или «категориями риска». Типичными «группами риска» считают дезадаптантов, девиантов, делинквентов.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нор­мы, нестандартное поведение.

Дезадаптация — нарушение процессов взаимодействия че­ловека с социальной средой.

Количество «групп риска» в настоящее время значительно уве­личилось. К ним относят детей из семей безработных, мигрантов (репатриантов, беженцев, вынужденных переселенцев), малоиму­щих, сирот, безнадзорных детей и др., а также одаренных детей и детей из семей «новых русских». Слои и категории населения, у которых закрепилось объективно и субъективно заданное состоя­ние потенциального риска, принято называть социально-уязви­мыми группами населения. К таковым традиционно в мировой практике относят детей и молодежь.

Ресурсы — арсенал средств или возможностей, к которым мож­но обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности когда они носят чрезвычайный характер или осуще­ствляются в критической ситуации.

Ресурсы в социально-педагогической работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности примене­ния. Они могут быть:

- внутренними или внешними по отношению к лицу, коллек­тиву, группе;

- официальными (формальными) или неофициальными (нефор­мальными);

- реально существующими или потенциальными (скрытыми);

- в разной степени управляемыми с точки зрения их использо­вания.

Как и социальная работа, социально-педагогическая деятель­ность должна способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и применению внутренних, материальных и социальных ресурсов. Она предполагает создание и реализацию программ деятельности, направленных на активи­зацию внутренних ресурсов и обеспечение внешними ресурсами.

Человек рассматривается как комплекс ресурсов, способнос­тей, возможностей, используемых для жизненных свершений и достижения поставленных целей. Его жизненный потенциал со­стоит из внутренних ресурсов, которые люди применяют, когда им создаются благоприятные условия, когда требуются какие-либо действия или возникает кризисная ситуация. Способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться тех или иных успехов зависят от обладания необходимыми ресурсами.

Нормальное или ненормальное социальное функционирова­ние человека (социализация) является реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресурсами и свойствами индивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненной ситуации, с другой.

Истощение социальных ресурсов, ограничение в их реализа­ции приводит к различного рода социальным проблемам.

Социальные проблемы — социальное противоречие, осознавае­мое человеком (группой) как значимое для него (нее) несоответ­ствие между целью и результатом. Это несоответствие, возникаю­щее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у лю­бого ребенка как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между но­вым уровнем социальных задач и собственными потенциальными возможностями, а также между новым уровнем социальных ка­честв и ранее сложившимися мерками, предъявляемыми к челове­ку. Если своевременно не изменяются нормы, оценки, не создают­ся соответствующие условия, то возникают различного рода про­блемы на пути самостоятельного решения жизненно важных задач.

Таким образом, очевидно, что сложность современной соци­ально-педагогической деятельности определяется, с одной сто­роны, неоднозначностью ее объекта, с другой — отсутствием единых методологических и теоретических позиций, определяю­щих процессуальную сторону данного вида деятельности.

Столь же многомерен и субъект социально-педагогической деятельности: это органы государственной власти, родители, пе­дагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации. Можно выделить три уровня учреждений, организаций, спе­циалистов, решающих задачи социального воспитания и соци­ально-педагогической защиты:

§ первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);

§ сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внут­ренних дел и др.);

§ оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реа­лизацию другими учреждениями, организациями и специалиста­ми этих задач (учреждения и организации финансово-экономи­ческой сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Однако социальное воспитание и социально-педагогическая защита эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены, — са­мой личности, ее семьи, группы общения.

(Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2007. – 272 с. – С.5-8)

Определение цели социально-педагогической деятельности

Цель — идеальный образ будущего результата деятельности. Она может формулироваться на двух уровнях:

§ как цель-идеал (стратегическая цель), достижение которо­го предполагает длительность и комплексность усилий. Для соци­ально-педагогической деятельности в качестве цели-идеала мо­жет выступать создание условий для успешного становления ре­бенка как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды;

§ как цель — ожидаемый результат деятельности (тактиче­ская цель). Для социально-педагогической работы, как и для лю­бого другого вида профессиональной деятельности, такого рода целей можно выделить несколько, например:

 

1. увеличение степени самостоятельности личности, ее способ­ности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;

2. создание условий, в которых личность может в максималь­ной мере проявить свои возможности и получить все, что ей по­ложено по закону;

3. адаптация и реадаптация личности в обществе;

4. создание условий, в которых человек, несмотря на физиче­ское увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; и др.

Адаптация — процесс активного приспособления личнос­ти или группы к меняющейся социальной среде. Приставка -ре обозначает возобновление или повторность действия.

Цель как ожидаемый результат деятельности по отношении к цели-идеалу может выступать в качестве задачи. Ограничение со­циально-педагогической деятельности целями второго уровня противоречит ее личностно ориентированной сущности. Человек всегда успешнее справляется с проблемой, если перед ним стоят не только быстро достижимые, частные цели, но и определено магистральное направление развития, совершенствования. Огра­ничение выбора цели целью-идеалом тоже делает предстоящую деятельность малоэффективной, нерезультативной.

Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (деле­ние на исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы, специализации, контингента обслуживаемых и т.п.). Конкретная цель — это иде­альный образ продукта конкретной деятельности. Одна из веду­щих задач социального педагога — определение как перспектив­ных, стратегических, так и конкретных целей.

Таким образом, одним из элементов социально-педагогиче­ской деятельности выступает процесс целеполагания. Централь­ной проблемой процедуры целеполагания является формулиро­вание цели и оптимальных средств ее достижения. Цель формиру­ется людьми, поэтому в ней всегда присутствуют элементы субъек­тивного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Создание надежной, достоверной системы целей — далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Исполь­зование четкой, упорядоченной иерархической классификации целей важно в первую очередь для педагога-практика по следую­щим причинам:

1) концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, социальный педагог не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, поря­док и перспективы дальнейшей работы;

Таксономия — классификация и систематизация объектов, построенные на основе их естественной взаимосвязи и ис­пользующие для их описания категории, которые расположе­ны последовательно, по нарастающей сложности (т. е. по иерар­хии).

§ ясность и гласность в совместной работе социального педа­гога и учеников (воспитанников). Конкретные цели дают специа­листу возможность разъяснить учащимся ориентиры в их личной и совместной с ним деятельности по решению задачи, реализа­ции потребности, преодолению проблемы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родите­лей, инспекторов и др.);

создание эталонов оценки результатов социально-педагоги­ческой деятельности. Четкая формулировка цели как ожидаемого результата деятельности позволяет оценить ее более объективно.

Алгоритм формулировки цели был предложен Дж. Л. Моррис-сеем1. Согласно его рекомендациям, правильная формулировка цели должна начинаться с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое дей­ствие, и отражать следующие основные положения:

1. конкретизировать требуемый конечный результат;

2. конкретизировать заданный срок достижения цели;

3. конкретизировать максимальную величину допустимых за­трат сил, средств, времени и энергии;

4. давать там, где это возможно, количественную характерис­тику требуемого результата работ, необходимую для подтвержде­ния факта достижения цели;

5. оговаривать только то, что и когда необходимо сделать, не вдаваясь в детали, как и почему это должно быть сделано;

6. отвечать непосредственно целевому назначению и функцио­нальным обязанностям данного специалиста.

Цель должна:

1. быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;

2. быть реальной и достижимой, но не легкой;

3. быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюд­жета времени;

4. обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

5. исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

6. должна соответствовать основным принципам и методам на­учной организации труда;

7. совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конф­ликтов в организации;

8. фиксироваться в письменном виде;

9. быть согласованной в личной беседе с соисполнителями.

§ Цель необходимо формулировать применительно к данной кон­кретной ситуации. При этом следует уточнить цели других лиц и организаций, на которые предполагается направить воздействие. Немаловажное значение имеет определение возможных, но не­желательных обстоятельств, которые могут быть вызваны данной деятельностью. При формулировании цели важно установить, ка­кие условия и обстоятельства поддаются контролю, а какие — нет. Если переменные реальной ситуации оказываются неуправ­ляемыми, то опасно тешить себя иллюзиями относительно соб­ственных возможностей.

(Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -272 с.-С. 30-41)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: