В процессе социально-педагогической деятельности происходит изменение субъекта, объекта, средств и внешних условий деятельности. Направление изменений определяется целью деятельности. Под социально-педагогической деятельностью понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.
Социальное воспитание — забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека.
Для понимания сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо выявить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего его объект и субъект.
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально-педагогической деятельности — оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей1. По мнению В. А. Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.
|
|
Возможно и иное толкование, также не снимающее двойственности объекта социально-педагогической деятельности. В широком смысле к объекту социально-педагогической деятельности относят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе. В узком смысле — ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы людей).
Социально-педагогическая защита — система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Маргинальный — находящийся на краю, близкий к пределу.
В основе этих подходов к определению сущности объекта социально-педагогической деятельности лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца XIX — начала XX в.
С точки зрения И. Г. Песталоцци, П. Наторпа и других, объектом социальной педагогики выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социальных педагогов — интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создания социально-педагогического и социально-психологического «поля» для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути.
|
|
Развивая педагогические идеи Р. Оуэна, Г. Ноль, Г. Боймер и другие, социально-педагогическую деятельность определяли как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах прежде всего с детьми с делинк-вентным поведением.
Делинквент — правонарушитель, преступник, лицо, совершившее незаконное действие, проступок.
Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по этим направлениям. Сторонники первого преобладают среди теоретиков социальной педагогики, тогда как среди практических работников большей популярностью пользуется второй, адаптивный подход.
Обратим внимание на еще одну особенность объекта социально-педагогической деятельности. По мнению Ю. В. и Т. А. Васильковых, данный вид деятельности, по сути, есть социальная работа, включающая педагогическую деятельность и направленная на помощь ребенку (подростку) в самоорганизации.
Это толкование дает возможность воспользоваться разработанными в теории социальной работы рисковым, ресурсным и проблемным подходами, которые позволяют конкретизировать объекты социально-педагогической деятельности.
Социальная работа — вид деятельности, содержанием которой является восстановление нарушенных взаимодействий человека (группы людей) с социумом.
Риск — ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успеха. Социально-педагогический риск — учет и регулирование нежелательных, социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий.
Факторы адаптации к ситуациям риска у различных групп населения, в том числе у несовершеннолетних, различны. Те группы несовершеннолетних, которые в силу сочетания объективных и субъективных причин максимально подвержены различным социальным и социально-педагогическим рискам, называют «группами» или «категориями риска». Типичными «группами риска» считают дезадаптантов, девиантов, делинквентов.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение.
Дезадаптация — нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Количество «групп риска» в настоящее время значительно увеличилось. К ним относят детей из семей безработных, мигрантов (репатриантов, беженцев, вынужденных переселенцев), малоимущих, сирот, безнадзорных детей и др., а также одаренных детей и детей из семей «новых русских». Слои и категории населения, у которых закрепилось объективно и субъективно заданное состояние потенциального риска, принято называть социально-уязвимыми группами населения. К таковым традиционно в мировой практике относят детей и молодежь.
Ресурсы — арсенал средств или возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются в критической ситуации.
Ресурсы в социально-педагогической работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности применения. Они могут быть:
|
|
- внутренними или внешними по отношению к лицу, коллективу, группе;
- официальными (формальными) или неофициальными (неформальными);
- реально существующими или потенциальными (скрытыми);
- в разной степени управляемыми с точки зрения их использования.
Как и социальная работа, социально-педагогическая деятельность должна способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и применению внутренних, материальных и социальных ресурсов. Она предполагает создание и реализацию программ деятельности, направленных на активизацию внутренних ресурсов и обеспечение внешними ресурсами.
Человек рассматривается как комплекс ресурсов, способностей, возможностей, используемых для жизненных свершений и достижения поставленных целей. Его жизненный потенциал состоит из внутренних ресурсов, которые люди применяют, когда им создаются благоприятные условия, когда требуются какие-либо действия или возникает кризисная ситуация. Способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться тех или иных успехов зависят от обладания необходимыми ресурсами.
Нормальное или ненормальное социальное функционирование человека (социализация) является реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресурсами и свойствами индивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненной ситуации, с другой.
Истощение социальных ресурсов, ограничение в их реализации приводит к различного рода социальным проблемам.
Социальные проблемы — социальное противоречие, осознаваемое человеком (группой) как значимое для него (нее) несоответствие между целью и результатом. Это несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей.
Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у любого ребенка как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных задач и собственными потенциальными возможностями, а также между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, предъявляемыми к человеку. Если своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия, то возникают различного рода проблемы на пути самостоятельного решения жизненно важных задач.
|
|
Таким образом, очевидно, что сложность современной социально-педагогической деятельности определяется, с одной стороны, неоднозначностью ее объекта, с другой — отсутствием единых методологических и теоретических позиций, определяющих процессуальную сторону данного вида деятельности.
Столь же многомерен и субъект социально-педагогической деятельности: это органы государственной власти, родители, педагоги и другие специалисты, общественные и некоммерческие организации. Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально-педагогической защиты:
§ первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);
§ сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
§ оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.).
Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Однако социальное воспитание и социально-педагогическая защита эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены, — самой личности, ее семьи, группы общения.
(Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2007. – 272 с. – С.5-8)
Определение цели социально-педагогической деятельности
Цель — идеальный образ будущего результата деятельности. Она может формулироваться на двух уровнях:
§ как цель-идеал (стратегическая цель), достижение которого предполагает длительность и комплексность усилий. Для социально-педагогической деятельности в качестве цели-идеала может выступать создание условий для успешного становления ребенка как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды;
§ как цель — ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Для социально-педагогической работы, как и для любого другого вида профессиональной деятельности, такого рода целей можно выделить несколько, например:
1. увеличение степени самостоятельности личности, ее способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;
2. создание условий, в которых личность может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ей положено по закону;
3. адаптация и реадаптация личности в обществе;
4. создание условий, в которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; и др.
Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде. Приставка -ре обозначает возобновление или повторность действия.
Цель как ожидаемый результат деятельности по отношении к цели-идеалу может выступать в качестве задачи. Ограничение социально-педагогической деятельности целями второго уровня противоречит ее личностно ориентированной сущности. Человек всегда успешнее справляется с проблемой, если перед ним стоят не только быстро достижимые, частные цели, но и определено магистральное направление развития, совершенствования. Ограничение выбора цели целью-идеалом тоже делает предстоящую деятельность малоэффективной, нерезультативной.
Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (деление на исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы, специализации, контингента обслуживаемых и т.п.). Конкретная цель — это идеальный образ продукта конкретной деятельности. Одна из ведущих задач социального педагога — определение как перспективных, стратегических, так и конкретных целей.
Таким образом, одним из элементов социально-педагогической деятельности выступает процесс целеполагания. Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимальных средств ее достижения. Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда присутствуют элементы субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.
Создание надежной, достоверной системы целей — далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Использование четкой, упорядоченной иерархической классификации целей важно в первую очередь для педагога-практика по следующим причинам:
1) концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, социальный педагог не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;
Таксономия — классификация и систематизация объектов, построенные на основе их естественной взаимосвязи и использующие для их описания категории, которые расположены последовательно, по нарастающей сложности (т. е. по иерархии).
§ ясность и гласность в совместной работе социального педагога и учеников (воспитанников). Конкретные цели дают специалисту возможность разъяснить учащимся ориентиры в их личной и совместной с ним деятельности по решению задачи, реализации потребности, преодолению проблемы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов и др.);
создание эталонов оценки результатов социально-педагогической деятельности. Четкая формулировка цели как ожидаемого результата деятельности позволяет оценить ее более объективно.
Алгоритм формулировки цели был предложен Дж. Л. Моррис-сеем1. Согласно его рекомендациям, правильная формулировка цели должна начинаться с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражать следующие основные положения:
1. конкретизировать требуемый конечный результат;
2. конкретизировать заданный срок достижения цели;
3. конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;
4. давать там, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
5. оговаривать только то, что и когда необходимо сделать, не вдаваясь в детали, как и почему это должно быть сделано;
6. отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного специалиста.
Цель должна:
1. быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;
2. быть реальной и достижимой, но не легкой;
3. быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;
4. обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;
5. исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;
6. должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;
7. совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;
8. фиксироваться в письменном виде;
9. быть согласованной в личной беседе с соисполнителями.
§ Цель необходимо формулировать применительно к данной конкретной ситуации. При этом следует уточнить цели других лиц и организаций, на которые предполагается направить воздействие. Немаловажное значение имеет определение возможных, но нежелательных обстоятельств, которые могут быть вызваны данной деятельностью. При формулировании цели важно установить, какие условия и обстоятельства поддаются контролю, а какие — нет. Если переменные реальной ситуации оказываются неуправляемыми, то опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.
(Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -272 с.-С. 30-41)