МЗ – Zp =3,0 К=3,5 | М5 – Zp = 4,0 К=3,5 |
М4 – Zp =3,5 К=3.5 | М6 – Zp = 4,5 К=3,5 |
Для стреловых самоходных кранов коэффициент запаса Zp зависит от класса использования механизма А и группы режима работы М.
А4 – соответствует длительной эксплуатации при интенсивной работе;
А3 – соответствует средней длительности и интенсивности;
А1 –соответствует малозагруженным или не предназначенным для длительной эксплуатации механизмам.
Для грузовых канатов | Для стреловых канатов | ||||||
А | М | Zp | К | А | М | Zp | К |
А1 | М3 | 3,55 | 5,0 | А1 | М2 | 3,35 | 5 |
А3 | М4 | 4,0 | 5,5 | А3 | М3 | 3,55 | 5 |
А4 | М5 | 4,5 | 6,0 | А4 | М3 | 3,55 | 5 |
Для вантов Zp =3,0 для всех А и М.
Коэффициент запаса торможения Кт механизмов подъема груза и стрелы составляет по нормам до 1994 г. для режимов работы крана:
легкого - 1,5 | тяжелого - 2,0 |
среднего - 1,75 | весьма тяжелого - 2,5 |
Правилами 1994 г. для всех классов и групп режимов работы механизмов установлен Кт =1,5.
Большая часть строительных кранов малой и средней грузоподъемности соответствует среднему режиму по старым нормам или классу А3 и группам режимов М4, М3.
Краны большой грузоподъемности, как правило, относятся к легкому режиму, грейферные краны – к тяжелому.
Снижение коэффициента запаса позволяет изготовителям увеличить нагрузки на канаты и поднять грузовые характеристики. Однако, при этом повышается ответственность всех причастных к эксплуатации кранов за четкое исполнение регламентов, правил и инструкций с учетом уровня и качества грузоподъемной машины, конкретного завода-изготовителя.
В инструкции по эксплуатации стреловых самоходных кранов указаны требования к рабочим площадкам. Как правило, площадки должны быть твердыми грунтовыми (укатанными, утрамбованными) или с асфальтовым покрытием, допускающими удельное давление 8-10 кг/см2. Если естественное основание не отвечает этим критериям, то следует под ходовую часть – при перемещении крана с грузом – или под аутригеры укладывать стальные или железобетонные плиты. Стальной инвентарный настил, толщиной 25-30 мм под гусеничные краны и 20-25 мм – под пневмоколесные, обладает большой укрывистостью (на 1 м2 площади вес от 150 до 235 кг, против 375-625 кг/м2 для плит толщиной от 15 до 25 см), более удобен (практически заподлицо с грунтом, строповка за отверстия, легко подвинуть, соединить при необходимости, быстро укладывается и снимается) и долговечен (в МО-114 эксплуатируется более 15 лет).
Кран должен устанавливаться на все выносные опоры независимо от угла поворота стрелы.
При установке крана вблизи нераскрепленного котлована, ближайшие выносные опоры должны отстоять от линии его контура по дну не менее расстояния, равного 1,5-2,0 его глубины при песчаных, непрочных грунтах, и 0,7-1,0 глубины при прочных глинистых.
При наличии креплений в ППР должно быть указано допускаемое расстояние от выносных опор крана до бровки котлована.
Техническое освидетельствование кранов
1. Частичное (без испытаний грузом) – 1 раз в год с осмотром и проверкой механизмов, конструкций и приборов по перечню согласно п.7.3.9. ПУБЭГК.
2. Периодическое полное – 1 раз в три года, для редко используемых – 1 раз в пять лет, с проведением статического (груз 1,25Р) и динамического (груз 1,10Р) испытании.
3. Внеочередное полное – после монтажа на новом месте, реконструкции, капремонта, установки нового стрелового оборудования, замены крюка и по требованию инспекции.
После замены канатов – проверка правильности запасовки и надежности крепления концов каната, обтяжки рабочим грузом, запись в паспорте крана.
При технических освидетельствованиях кранов с электроприводом должна обязательно производиться проверки состояния изоляции проводов, заземления, приборов зашиты от поражения током, замеры сопротивлении оборудования.
Съемные грузозахватные приспособления (стропа, цепи, траверсы, клещи, захваты) после изготовления подлежат испытанию грузом 1,25Р (Р – номинальная грузоподъемность), далее при эксплуатации периодический осмотр:
стропов – 1 раз в 10 дней;
траверс, клещей, захватов, цепей, тары – 1 раз и месяц.
Надзор и обслуживание,