Максимальное продольное касательное взаимодействие колеса с опорной поверхностью (при отсутствии боковой силы) ограничивается силой сцепления между ними. В качестве оценочного параметра этого взаимодействия используется коэффициент сцепления j, причем для случая продольного касательного взаимодействия этот коэффициент обозначим j х. Его величина определяется из выражения
j х = Rx max / Rz. (15)
Касательное взаимодействие колеса с опорной поверхностью обуслов- ливается такими факторами:
1. Трением между шиной и поверхностью дороги.
2. Сопротивлением сдвигу поверхности дороги.
3. Глубиной внедрения элементов рисунка протектора шины в поверхность дороги.
Первый фактор наиболее существенен для твердых ровных дорожных покрытий, второй и третий – для деформируемых поверхностей дорог. Большое значение имеет также рисунок протектора шины, жесткость его элементов. Интересно, что максимального значения коэффициент сцепления j х достигает
|
|
|
Таблица 1
Значения максимальных коэффициентов сцепления шин
С дорожными поверхностями различных типов
Тип дорожного покрытия | j х |
Сухой чистый асфальт и бетон | 0,7 – 0,9 |
Мокрый асфальт | 0,45 – 0,7 |
Мокрый бетон | 0,65 – 0,8 |
Грязный асфальт | 0,25 – 0,45 |
Булыжник или брусчатка сухие | 0,4 – 0,6 |
- «- - «- мокрые | 0,3 – 0,4 |
Гравийное покрытие | 0,5 – 0,65 |
Грунтовая дорога сухая | 0,6 – 0,7 |
- «- увлажненная | 0,4 – 0,55 |
- «- сильно мокрая | 0,15 – 0,3 |
Песок сухой | 0,2 – 0,3 |
- «- влажный | 0,4 – 0,5 |
Снег укатанный | 0,15 – 0,25 |
Лед | 0,05 – 0,15 |
В табл. 1 приведены максимальные величины коэффициентов сцепления шин с дорожными покрытиями различных типов. При движении по мокрым дорогам на величину коэффициента продольного сцепления j х сильно влияет степень износа протектора шины. При износе рисунка протектора более чем на 70% коэффициент сцепления таких шин на сухих дорогах снижается на 30-50%, а в условиях мокрых дорог может уменьшиться в два-три раза.
|
|