Сцепление колеса с опорной поверхностью

    Максимальное продольное касательное взаимодействие колеса с опорной поверхностью (при отсутствии боковой силы) ограничивается силой сцепления между ними. В качестве оценочного параметра этого взаимодействия используется коэффициент сцепления j, причем для случая продольного касательного взаимодействия этот коэффициент обозначим j х. Его величина определяется из выражения

                                           j х = Rx max / Rz.                                                (15)

     Касательное взаимодействие колеса с опорной поверхностью обуслов- ливается такими факторами:

     1. Трением между шиной и поверхностью дороги.

     2. Сопротивлением сдвигу поверхности дороги.

     3. Глубиной внедрения элементов рисунка протектора шины в поверхность дороги.

Первый   фактор наиболее существенен для  твердых ровных дорожных покрытий, второй и третий – для деформируемых поверхностей дорог. Большое значение имеет также рисунок протектора шины, жесткость его элементов. Интересно, что максимального значения  коэффициент  сцепления   j х  достигает

 Рис.11. Зависимость коэффициента сцепления jх от проскальзывания шины S t
при примерно 15%-ном проскальзывании шины по поверхности дороги. Это хорошо видно из графика зависимости jх        от проскальзывания   S t,            определяемого соотношением                     S t = (V т - V д) / V т,     в котором V т и V д соответственно теоретическая и действительная скорость поступательного движения колеса (рис. 11).

                                                                                                    Таблица 1

Значения максимальных коэффициентов сцепления шин

С дорожными поверхностями различных типов

 

              Тип дорожного покрытия j х
Сухой чистый асфальт и бетон 0,7 – 0,9
Мокрый асфальт 0,45 – 0,7
Мокрый бетон 0,65 – 0,8
Грязный асфальт 0,25 – 0,45
Булыжник или брусчатка сухие 0,4 – 0,6
   - «-          - «-   мокрые 0,3 – 0,4
Гравийное покрытие 0,5 – 0,65
Грунтовая дорога сухая 0,6 – 0,7
   - «-           увлажненная 0,4 – 0,55
   - «-           сильно мокрая 0,15 – 0,3
Песок сухой 0,2 – 0,3
- «- влажный 0,4 – 0,5
Снег укатанный 0,15 – 0,25
Лед 0,05 – 0,15

 

      В табл. 1 приведены максимальные величины коэффициентов сцепления шин с дорожными покрытиями различных типов. При движении по мокрым дорогам на величину коэффициента продольного сцепления j х сильно влияет степень износа протектора шины. При износе рисунка протектора более чем на 70% коэффициент сцепления таких шин на сухих дорогах снижается на 30-50%, а в условиях мокрых дорог может уменьшиться в два-три раза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: