Основные зависимости, характеризующие величину тяговой силы на ведущих колесах автомобиля, определим из ранее выведенного уравнения (23¢) мощности Р к , подводимой к ведущим колесам автомобиля от коленчатого вала двигателя, и с учетом развернутого определения понятия КПД трансмиссии (24). При этом при отсутствии буксования колес тяговая мощность Р т равна Р к
Р т = Р к = Ре – Рj – Р тр = (Ре – Рj) hтр. (27)
Рассмотрим подробнее составляющие потерь мощности Рj, затрачиваемой на разгон вращающихся деталей двигателя и трансмиссии. Эти затраты включают две составляющие
Рj = Рj1 + Pj2, (28)
где Рj1 – собственно мощность на разгон вращающихся деталей; Рj2 - потери мощности при неустановившемся режиме работы двигателя.
Рj1 = Tj w e = Je Ee w e, (29)
где Тj – инерционный момент сопротивления разгону; Je – момент инерции маховика двигателя, обычно составляющий 90-95% от суммарного момента инерции вращающихся деталей трансмиссии автомобиля; Ее = d w e / dt – угловое ускорение коленчатого вала.
|
|
Рj2 = D Те w е = Те µ е Ее w е, (30)
где D Те – потеря крутящего момента двигателя из-за ухудшения наполнения цилиндров; µ е – коэффициент учета потерь Те при ускоренном вращении коленчатого вала двигателя.
С учетом (29) и (30) развернем выражение (28) для Рj. Получим после небольших преобразований
Рj = Pj1 + Pj2 = (Те µ е + Je) Ee w e. (31)
Тогда тяговая мощность (27) может быть представлена в виде
Р т = [ Pe – (Te µ e + Je) Ee w e ] hтр. (32)
Соответственно, поскольку тяговый момент Т т = Р т / wк, wк = w е / u тр , получим Т т = Р т u тр / w e, и окончательно с учетом (32)
Т т = [ Pe / w e – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр =
= [ Te – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр. (33)
Наконец, так как тяговая сила на ведущих колесах F т = Т т / r д, получаем развернутое выражение
F т = [ Te – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр / r д. (34)
В стационарном режиме, т.е. когда V x = const, имеем w e = const и Ее = 0. Для этого случая F т = F то
F то = Те u тр hтр / r д. (35)
Если двигатель развивает максимальный крутящий момент Те max, то тяговая сила F т ® F тmax. Но сцепные свойства колеса с дорогой имеют некоторый предел возможной величины F тmax = S Rx max, зависящий от величины коэффициента сцепления j х ведущих колес с поверхностью дороги и суммарной вертикальной нагрузки S Rz в на них
|
|
F тmax = S Rх max £ S Rz в j х. (36)
Горизонтальная (толкающая) реакция на ведущем колесе со стороны дороги определяется соотношением (9¢). Для автомобиля, имеющего несколько ведущих колес, это соотношение будет выглядеть
S Rx в = T т / r д – f cр S Rz в – (S J кв Е кв) / r д. (9¢¢)
В случае, если S Rх в = S Rx max , то Т т = Т тj, и с помощью выражений (36) и (9¢¢) можно составить такое уравнение силового баланса
S Rz в j х ³ Т тj / r д - f ср S Rz в - (S J кв Е кв) / r д,
где Т тj - максимальный крутящий (тяговый) момент, который может быть реализован на ведущих колесах автомобиля по условиям их сцепления с дорожным покрытием.
После преобразований уравнения получаем
Т тj £ (j х + f ср) S Rz в r д + S J кв Е кв. (37)
Частные случаи.
1. Vx = const, Ee = E к = Е кв = 0. Тогда
Т тj = (j х + f cр) S Rz в r д.
2. Движение по сухому асфальту, j х = 0,8, f ср = 0,01, т.е j х >> f cр. Тогда
Т тj @ j х S Rz в r д,
и максимальная тяговая сила на ведущих колесах по условию их сцепления с дорожной поверхностью будет достаточно точно определяться выражением
F тj = Т тj / r д@ j х S Rz в.
Силы сопротивления движению автомобиля
Сила сопротивления качению автомобиля. Указанная сила представляет собой сумму сил сопротивления качению всех его колес и определяется исходя из ранее введенного определения коэффициента сопротивления качению колеса (см. п. 1.2). Если для одного колеса Ff = Rz f, то для всех колес автомобиля можно записать
n n n
Ff = S Ff i = S fi Rz i = f ср S Rz i = f cр Gа , (38)
i=1 i=1 i=1
где Ff i – сила сопротивления качению i -го колеса; n – число колес; Rzi – вертикальная реакция дороги на i- ое колесо; f cр – усредненный коэффициент сопротивления качению колес; Ga – сила тяжести (вес) автомобиля.
В табл. 2 приведены величины коэффициентов f сопротивления качению колес современных автомобилей при движении в различных дорожных условиях.
Таблица 2
Значения коэффициента сопротивления качению f автомобильных