Тяговая сила на ведущих колесах

Основные зависимости, характеризующие величину тяговой силы на ведущих колесах автомобиля, определим из ранее выведенного уравнения (23¢) мощности Р к , подводимой к ведущим колесам автомобиля от коленчатого вала двигателя, и с учетом развернутого определения понятия КПД трансмиссии (24). При этом при отсутствии буксования колес тяговая мощность Р т равна Р к

                  Р т = Р к = РеРjР тр = (РеРj) hтр.                     (27)

Рассмотрим подробнее составляющие потерь мощности Рj, затрачиваемой на разгон вращающихся деталей двигателя и трансмиссии. Эти затраты включают две составляющие

                                   Рj  = Рj1  + Pj2,                                            (28)

где Рj1 – собственно мощность на разгон вращающихся деталей; Рj2  - потери мощности при неустановившемся режиме работы двигателя.

                             Рj1 = Tj w e = Je Ee w e,                                     (29)

где Тj – инерционный момент сопротивления разгону; Je – момент инерции маховика двигателя, обычно составляющий 90-95% от суммарного момента инерции вращающихся деталей трансмиссии автомобиля; Ее = d w e / dt – угловое ускорение коленчатого вала.

                               Рj2 = D Те w е = Те µ е Ее w е,                              (30)

где D Те – потеря крутящего момента двигателя из-за ухудшения  наполнения цилиндров; µ е – коэффициент учета потерь Те при ускоренном вращении коленчатого вала двигателя.

     С учетом (29) и (30) развернем выражение (28) для Рj. Получим после небольших преобразований

                             Рj = Pj1 + Pj2 = (Те µ е + Je) Ee  w e.                           (31)

Тогда тяговая мощность (27) может быть представлена в виде

                            Р т = [ Pe – (Te µ e + Je) Ee w e ] hтр.                            (32)

Соответственно, поскольку тяговый момент Т т = Р т / wк, wк = w е / u тр , получим      Т т = Р т u тр / w e, и окончательно с учетом (32)

                       Т т = [ Pe / w e – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр =              

                                = [ Te – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр.                         (33)

Наконец, так как тяговая сила на ведущих колесах F т = Т т / r д, получаем развернутое выражение

                          F т = [ Te – (Te µ e + Je) Ee ] u тр hтр / r д.                     (34)

     В стационарном режиме, т.е. когда V x = const, имеем w e = const и Ее = 0. Для этого случая F т = F то

                                          F то = Те u тр hтр / r д.                                      (35)

     Если двигатель развивает максимальный крутящий момент Те max, то тяговая сила F т ® F тmax. Но сцепные свойства колеса с дорогой имеют некоторый предел возможной величины F тmax = S Rx max, зависящий от величины коэффициента сцепления j х  ведущих колес с поверхностью дороги и суммарной вертикальной нагрузки S Rz в на них

                                    F тmax = S Rх max £ S Rz в j х.                               (36)

Горизонтальная (толкающая) реакция на ведущем колесе со стороны дороги определяется соотношением (9¢). Для автомобиля, имеющего несколько ведущих колес, это соотношение будет выглядеть

                          S Rx в = T т / r дf cр S Rz в – (S J кв Е кв) / r д.                  (9¢¢)

В случае, если S Rх в = S Rx max , то Т т = Т тj, и с помощью выражений (36) и (9¢¢) можно составить такое уравнение силового баланса

                       S Rz в j х ³ Т тj / r д - f ср S Rz в - (S J кв Е кв) / r д,

где Т тj - максимальный крутящий (тяговый) момент, который может быть реализован на ведущих колесах автомобиля по условиям их сцепления с дорожным покрытием.

     После преобразований уравнения получаем

                             Т тj £ (j х + f ср) S Rz в r д + S J кв Е кв.                       (37)

     Частные случаи.

1. Vx = const, Ee = E к = Е кв = 0. Тогда

                                    Т тj = (j х + f cр) S Rz в r д.

2. Движение по сухому асфальту, j х = 0,8, f ср = 0,01, т.е j х >> f cр. Тогда

                                     Т тj @ j х S Rz в r д,

и максимальная тяговая сила на ведущих колесах по условию их сцепления с дорожной поверхностью будет достаточно точно определяться выражением

                                     F тj = Т тj / r д@ j х S Rz в.

 

 

Силы сопротивления движению автомобиля

         Сила сопротивления качению автомобиля. Указанная сила представляет собой сумму сил сопротивления качению всех его колес и определяется исходя из ранее введенного определения коэффициента сопротивления качению колеса (см. п. 1.2). Если для одного колеса Ff = Rz   f, то для всех колес автомобиля можно записать

                                 n               n                             n

                        Ff = S Ff i  = S fi Rz i = f ср   S Rz i = f cр Gа    ,                (38)

                               i=1           i=1                             i=1

где Ff i – сила сопротивления качению i -го колеса; n – число колес; Rzi вертикальная реакция дороги на i- ое колесо;   f cр – усредненный коэффициент сопротивления качению колес; Ga – сила тяжести (вес) автомобиля.

     В табл. 2 приведены величины коэффициентов f сопротивления качению колес современных автомобилей при движении в различных дорожных           условиях.

                                                                                             Таблица 2

Значения коэффициента сопротивления качению f автомобильных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: