Динамика качения колеса по недеформируемой поверхности

      

    Со стороны шасси автомобиля на колесо действуют силы Fx и Fz, а также момент Т к (рис. 7). Вертикальная сила Fz направлена вниз и является резуль-татом воздействия на подшипники колеса приходящейся на него массы автомобиля. Горизонтальная сила Fx в зависимости от режима движения колеса может иметь направление, совпадающее с направлением движения автомобиля      (вектор скорости Vx) или противоположное ему. Момент Т к подводится к ведущему колесу от полуоси, этот момент совпадает с направлением вращения колеса и поэтому считается положительным. Если момент Т к подводится от тормозного механизма, его направление противоположно вектору угловой скорости колеса wк, и он считается отрицательным. Возможна также ситуация,  когда Т к = 0.

Рис. 8. Эпюра нормальных давлений в зоне контакта шины с дорогой: а – колесо стоит;     б – колесо движется
Рис. 7. Общий случай действия          сил и моментов на катящееся                              колесо                                     
     Нормальная реакция от поверхности дороги Rz направлена вверх, причем точка ее приложения у катящегося колеса с эластичной шиной смещена вперед на величину D х относительно проекции оси вращения колеса на опорную поверхность. Это смещение обусловлено существенным отличием эпюры нормальных давлений в зоне контакта шины с дорогой у неподвижного колеса (эпюра давлений симметрична относительно вертикальной оси колеса и равнодействующая реакция Rz совпадает с этой осью, см. рис. 8 а) и у движущегося колеса (эпюра давлений несимметрична вертикальной оси колеса, реакции со стороны дороги больше в набегающей области, чем в

сбегающей, что приво-

дит к смещению равнодействующей Rz вперед, см. рис. 8 б).

     Продольная реакция Rx поверхности дороги расположена в плоскости дороги и является положительной, если она совпадает с направлением движения колеса, т.е. с вектором Vx.

    Уравнение сил, описывающее движение колеса, имеет вид

                         m к а к = Rx - Fx или Rx = Fx + m к а к,                     (7)

где m к – масса колеса; а к  - ускорение поступательного движения колеса.

Соответственно уравнение моментов относительно точки О колеса

                                  J к  Е к = Т к - Rz  D x - Rx  r д

или                                  Т к = Rz D x + Rx r д+ J к E к ,                                                    (8)

где J к – момент инерции колеса относительно оси его вращения; Е к – ускорение вращательного движения колеса.

     Из выражения (8) получим

                              Rx = T к / r д - Rz D x /r д- J к Е к / r д.                        (9) 

Мощность (Р к), подводимая к колесу, определится из выражения

                                               Р к = Т к wк .                                                                      (10)

     Колесо преобразует вращательное движение в поступательное, при этом, как при всяком преобразовании, происходят потери мощности. Эти потери определяются разностью между мощностью Р к, подводимой к колесу, и мощностью Р ав, передаваемой от колеса к автомобилю, т.е.

                                              Рf = P к - Р ав,                                         (11)

где Рf – мощность потерь при качении колеса или мощность сопротивления качению колеса.

Рис.8. Эпюра нормальных давлений      в зоне контакта шины с дорогой:             а) колесо неподвижно;             б) колесо движется
 
Рис.6. Зависимость радиуса качения rк колеса от величины и направления                                        передаваемого им момента Тк
Рис.8. Эпюра нормальных давлений в зоне контакта шины с дорогой:       а) колесо неподвижно;       б) колесо движется
 
 
 
     Если рассмотреть режим движения с постоянной скоростью (Vx = const), то Е к = 0 и, поскольку Р ав = Fx Vx = Rx Vx, с учетом выражения (9) получим

                                 Р ав = (Т к / r д - Rz D х / r д) wк r к  .                      (12)

     Подставим выражения (10) и (12) в формулу (11). Тогда мощность сопротивления качению колеса определится как

                         Рf = T к  wк - (Т к / r д - Rz D x / r д) wк r к =

                            = [ T к (r д - r к) / r д + Rz  D х r к / r д ] wк.                                (13)

     Отношение Рf / wк = Tf называют моментом сопротивления качению колеса, а отношение Рf / Vx = Ff  –  силой сопротивления качению колеса.

    Условную количественную характеристику f = Ff / Rz называют коэффи- циентом сопротивления качению колеса.

     Принимая во внимание равенство (13) развернем выражение   f = Ff / Rz, помня, что Ff =Pf / Vx = Рf / wк   r к. Получим

                          f = D х / r д + Т к (r д - r к) / Rz r д r к = f c + f к,                (14)

где f c = D x / r д – составляющая коэффициента сопротивления качению, характе-ризующая силовые потери, обусловленные смещением нормальной реакции R z вперед и возникновением момента, противодействующего качению колеса (при отсутствии  буксования  является главной составляющей  этого коэффициента);

  f к = Т к (r дr к) / Rz r д r к – составляющая коэффициента сопротивления качению, характеризующая кинематические потери, вызванные изменением радиуса качения колеса при передаче тягового момента (основное влияние на величину коэффициента сопротивления качению оказывает при существенном буксовании колеса).

     В процессе качения колесо автомобиля (колесной машины) находится в одном из следующих режимов: ведущем, свободном, нейтральном, ведомом, тормозном. Для характеристики режима качения колеса используем уравнение силового баланса (9), несколько трансформировав его с учетом выводов формулы (14)

                                Rx = T к / r дRz f c  - J к Е к / r д.                             (9¢)

     1. Ведущим называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к, совпадающим по направлению с вектором wк, при этом действующая на ось колеса продольная сила Fх (реакция корпуса автомобиля) противоположна направлению движения, т.е. противоположна вектору Vх (см. рис.7). Режим возможен только при Rх > 0 и, как следует из выражения (9¢),          

                                   Т к > Rz f c r д + J к Е к > 0.

     2. Свободным называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к, совпадающим по направлению с вектором wк, а продольная сила Fх равна нулю (рис. 9 а).

Следовательно, на указанном режиме Fх = 0; Rх = 0 и выражение (9¢) превращается в

                                     Т к = Rz f c r д + J к Е к > 0.

     3. Нейтральным называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к , совпадающим по направлению с вектором wк, и продольной силой Fх, совпадающей по направлению с вектором Vх  (см. рис. 9 б).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Здесь Т к > 0, а  Rх < 0, (она поменяла направление по сравнению с режимом ведущим). Тогда

                                     0 < Т к < Rz f c r д + J к Е к.                                                                         

     4. Ведомым называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение продольной силой Fх, направление которой совпадает с вектором Vх  , а крутящий момент Т к равен нулю (см. рис. 9 в). Следовательно, при этом Fх = Rx < 0, а Т к = 0 и соответственно из выражения (9¢) получим

                             Rх = - [ Rz f c + J к Е к / r д ] < 0.

 

               а)                        б)                        в)                       г) Рис. 9. Свободный (а), нейтральный (б), ведомый (в) и тормозной (г) режимы качения колеса
 

 


     5. Тормозным называется режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение продольной силой Fх, направление которой совпадает с вектором Vх, и одновременно оно испытывает действие момента Т к, направленного противоположно вектору wк (рис. 9 г). В этом случае Fх < 0,       Rх < 0,    Т к < 0, причем

  Rх  = - [ Т к /r д + Rz f c + J к Е к / r д ].

Рис. 10. Графическая интерпретация основных режимов качения колеса
     Все перечисленные режимы качения колеса  наглядно иллюстрирует гра-

                                                               фик зависимости Rх от Т к  (рис. 10).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: