Колес для различных дорожных покрытий

      Тип дорожного покрытия f
Асфальт или цементобетон 0,008 – 0,015
Гравий 0,02 – 0,025
Булыжное покрытие 0,025 – 0,03
Сухой грунт 0,025 – 0,03
Грунтовая дорога после дождя 0,05 – 0,15
Сухой песок 0,1 – 0,3
Влажный песок 0,06 – 0,15
Обледенелая дорога, лед 0,015 – 0,03
Укатанная снежная дорога 0,03 – 0,05
Рыхлый снег 0,1 – 0,3

 

 

     Как правило, коэффициент f с ростом скорости движения также увеличивается, при этом особенно заметно это увеличение происходит после достижения скорости 60-80 км/ч. Для учета этого явления в расчетах тяговой динамики автомобиля применяют различные эмпирические зависимости типа

                                      f = f о (1 + А Va2),                                      (39)

где f о – коэффициент сопротивления качению при малых скоростях движения; А = 0,0002 ¸ 0,0006 - коэффициент, учитывающий влияние cкорости движения на изменение величины   f и в основном зависящий от конструкции шины;  Va – cкорость движения автомобиля, м/c.

Сила сопротивления движению на подъем. Это составляющая    F a  cилы

 

тяжести автомобиля Ga, направленная параллельно опорной поверхности против движения автомобиля и приложенная в центре его масс на высоте hg (cм. рис. 13). Из рис. 13 видно, что      

                                            F a = Ga  sin a.                                                (40)

                      Рис.13. Схема сил, действующих на автомобиль при движении

                                 на подъем  (a - угол продольного наклона дороги)

 

Кроме того, можно записать выражение для определения опорных реакций Rz1 и Rz2

                                     Rz1 + Rz2 = G н = Ga сos a,                               (41)

где G н – составляющая силы тяжести автомобиля Ga, перпендикулярная поверхности дороги.

     Для рассматриваемой ситуации сила сопротивления качению Ff равна

                                      Ff = f ср G н = f ср Ga сosa.                               (42)

Если величина подъема определена в процентах, это значит (см. рис. 13)

                                      100 tga = (H / L) 100%.                              (43)

Для  a£5 -70    sina@tga @ a,  поэтому для благоустроенных дорог

                                  Fa = Ga sina@ Ga  tga@  Ga a.                        (44)

Сила сопротивления дороги.  При движении автомобиля по практически любой дороге наблюдается одновременное действие силы сопротивления качению автомобиля и силы сопротивления движению на подъем. Поэтому сила сопротивления дороги F y представляет собой сумму векторов этих сил, причем при движении на подъем эта сумма имеет вид

                                      F y = Ff + F a,

а при движении с горы, соответственно

                                                   F y = Ff - F a.

Пользуясь формулами (38), (40) и (42), найдем обобщенное выражение для F y

           F y = f ср Ga cosa ± Ga sina = (f cosa ± sina) Ga = y Ga,         (45)

где  y = (f cosa ± sina) – коэффициент сопротивления дороги.

     Частные случаи:

     1. Ровная горизонтальная дорога,  a = 0; y = f.

     2. Движение на подъем   y = f cosa + sina,  т.е. y > f.

     3. Движение на спуске   y = f cosa- sina, т.е. y < f.

Для спуска можно еще сделать несколько заметок

      а) если f cosa > sina,  то y > 0;

      б) если f cosa = sina,  то y = 0;

      в) если f cosa < sina,  то y < 0.

 

Сила сопротивления воздуха. Эта сила существенно влияет на тягово-скоростные качества автомобиля при движении на высоких скоростях (более 70-80 км/ч). Основной составляющей сопротивления воздуха является лобовое сопротивление, которое достигает 60-65% общих аэродинамических затрат. Оно вызывается различием давления воздуха спереди и сзади движущегося автомобиля, поскольку спереди создается зона повышенного давления, а сзади – зона разрежения (см. рис. 14). Кроме того, на силу сопротивления воздуха влияет добавочное сопротивление выступающих за основные контуры автомобиля деталей (зеркал заднего вида, щеток стеклоочистителей и др.), сопротивление трения воздуха о наружные поверхности кузова (чисто вымытый кузов способствует уменьшению этой составляющей), сопротивление внутренних воздушных потоков (через подкапотное пространство или салон) и др.

Рис. 14. Распределение давления воздуха по поверхности

                                 движущегося легкового автомобиля:

                              + избыточное давление; - разрежение

В общем случае действие на автомобиль элементарных аэродина-мических сил в каждой точке поверх-ности автомобиля может быть заме-нено равнодействующей силой Fw, которую можно разложить на состав-ляющие Fwx, Fwy и Fwz поосям системы координат с центром О, совпадающим с центром парусности автомобиля, и осями ОХ, ОУ  и ОZ, направленными соответственно по продольной, попе-речной и вертикальной осямавто-мобиля (рис. 15).

Рис.15. Общий случай аэродинамического        воздействия на автомобиль: Fw – полная аэродинамическая сила           в центре парусности автомобиля;  Fwx, Fwy и Fwz - составляющие Fw   в           координатах XYZ
     Равнодействующую Fw называют полной аэродинамической силой и определяют с помощью соотношений

Fw = cw q A = 0,5 cw rв АеVw 2,     (46)

где   сw –  безразмерный  коэффициент 

полной     аэродинамической       силы; 

q = 0,5rв Vw 2   – скоростной напор, кг/м · с2, равный кинетической энергии 1 м3 воздуха, движущегося со скоростью Vw относительно автомобиля (rв – плотность воздуха, кг/м3); Ае – эффективная площадь действия скоростного напора воздуха на автомобиль, м2.

Полная аэродинамическая сила Fw в общем случае действует на автомобиль на расстоянии В от его центра масс (см. рис. 15), тем самым создавая так называемый полный аэродинамический момент, который с учетом (46) можно записать как

                             Тw = 0,5 сw rв Ае В Vw 2.                                (47)

Этот момент представляет собой векторную сумму составляющих его моментов Тwx (аэродинамического момента крена), Тwy (аэродинамического опрокидывающего момента) и Тwz (аэродинамического поворачивающего момента), действующих на автомобиль относительно его продольной, поперечной и вертикальной осей, сходящихся в центре масс автомобиля.

     С точки зрения анализа сопротивления воздуха поступательному движению автомобиля, наибольший интерес представляет действующая в его продольной плоскости составляющая Fwx. Ее величина определяется по аналогии с полной аэродинамической силой по выражению

                                       Fwx = 0,5 сх rв Ах Vwx 2,                                   (48)

где сх – коэффициент обтекаемости автомобиля   (иногда называют коэффи-циентом лобового сопротивления, но это определение не совсем точное);                   rв – плотность  воздуха, кг/м3 (обычно для равнинных условий принимается   rв = 1,225 кг/м3); Ах – площадь наибольшего поперечного сечения автомобиля (так называемая «площадь миделя»), м2; Vwx = Vа ± V в– скорость продольного воздушного потока относительно автомобиля, где Vа – скорость движения автомобиля, м/с; V в – скорость встречного (знак +) или попутного (знак  -)   ветра, м/с.

     Коэффициенты обтекаемости сх определяются путем продувки полно- размерных автомобилей или их масштабных моделей в специальных аэродинамических трубах. Эти замеры относятся к дорогостоящим, поэтому не все модели автомобилей проходят такую продувку. В табл. 3 собраны данные из технической литературы и периодической печати о величинах коэффициентов обтекаемости легковых автомобилей основных мировых производителей.

                                                                                 

                                                                                                                                Таблица 3




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: