Лекционные занятия (теоретический курс)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины

 

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Специальность среднего профессионального образования

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Базовая подготовка

 

Форма обучения

очная

 

Для набора 2017 г.

 

 

Симферополь, 2019

Оглавление

 

 

1 Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий С.
2 Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы С.
3 Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины С.
4 Перечень нормативных правовых актов, актов высших судебных органов, интернет-ресурсов С.

Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

Общие положения

Учебные занятия по дисциплине проходят в форме лекций, семинарских и практических занятий. Лекции по правовым дисциплинам создают основы для формирования у обучаемых широкого кругозора университетского уровня по различным направлениям юриспруденции. Студент получает профессиональную подготовку, обеспечивающую готовность к самостоятельному решению исследовательских, проектных, практических задач в условиях появления новых социально-экономических вызовов и постоянной трансформации правовых, нравственных и культурно-бытовых ориентиров.

Семинарские, практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекция представляет собой передачу учебной информации от преподавателя к студентам, направленную в основном на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний. Лекции читаются по фундаментальным темам дисциплины «Гражданский процесс». В них излагаются позиции преподавателя и видных ученых-юристов по ключевым (основным) вопросам, изучаемых тем. Приводится список основной и дополнительной литературы.

Целью проведения лекционного занятия (теоретического курса) является доведение до студентов содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы, подготовка студентов к самостоятельной работе. Лекционное занятие осуществляется путем анализа вопросов, составляющих содержание лекции, акцентирования внимания слушателей на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

Задачи лекции состоят в следующем:

-помощь в освоении фундаментальных аспектов;

-упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;

-распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику судебного делопроизводства, дать студентам представление о сути изучаемой дисциплины, продемонстрировать взаимосвязь данной дисциплины с другими смежными дисциплинами. К средствам обучения относятся проектор, комплекс слайдов, другие материально-технические и программные средства, используемые при проведении занятий.

Важным элементом эффективной лекции является умение студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты. Опорный конспект состоит из основных теоретических положений и фактов. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности обучаемых на лекциях по конкретной дисциплине, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельной форме. Позволяется пользоваться опорными конспектами на семинарских (практических) занятиях.

При преподавании юридической дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

- классическая лекция - традиционная для системы высшего образования форма проведения занятия, представляющая собой систематическое, последовательное изложение учебного материала преподавателем.

- лекция - визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются студенты. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на введении студентов в новый раздел, тему.

- лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы— дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

 - установочная (вводная) лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Практические занятия

При подготовке к практическому студентам необходимо ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой, таким образом, в ходе подготовки студент не только закрепляет ранее полученные знания, но и приобретает новые. Работа студентов с учебной и дополнительной литературой дает возможность изучить программный учебный материал. Обязательно должны быть проработаны с помощью справочных материалов и выписаны основные понятия по теме.

Задачи практических занятий состоят в том, чтобы:

-углубить и закрепить знания, полученные в ходе самостоятельной работы;

-проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов с учебным материалом;

-выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои      взгляды.

В процессе проведения практических занятий студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы дисциплины, учатся излагать усвоенный материал, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Практические занятия различаются по форме, что необходимо учитывать при подготовке.

На практических занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным научным проблемам, как в устном, так и письменном виде. Практические занятия позволяют контролировать усвоение студентами учебного материала.

Именно практические занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу дифференцируемого зачета. Проведение практических занятий призвано также определить уровень знания каждым студентом материала. На практических занятиях проводится текущий контроль оценки знаний студентов.

Подготовка студента к практическому занятию ведется по плану, содержащемуся в данных методических рекомендациях. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо: изучить рекомендуемую литературу (основную и дополнительную), в которой содержится более подробная информация по учебной теме; продумать ответы по вопросам темы. В ходе подготовки к занятию студенту необходимо ознакомиться с требованиями к форме и содержанию соответствующего процессуального документа или судебного акта, регламентированными ГПК РФ, затем ознакомиться с размещёнными в СПС и официальных сайтах соответствующими процессуальными документами и судебными актами судебных органов, в том числе с Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации. При выполнении домашнего задания, полученного на лабораторном практикуме, необходимо учитывать рекомендации и ошибки, которые были обсуждены и разобраны на занятии.

В процессе проведения практических занятий по дисциплине используются следующие активные/интерактивные методы обучения:

Практическое занятие - это решение конкретных задач на основании теоретических и фактических знаний, направленное в основном на приобретение новых фактических знаний и теоретических умений.

Решение задач.

Прежде чем приступить к решению задачи следует внимательно ознакомиться с её содержанием. При ответе следует использовать действующее процессуальное законодательство, теорию гражданского процесса, правовые позиции высших судебных инстанций. Студенту необходимо подробно проанализировать предложенные в задаче условия, принимая во внимание, что они приведены в объеме, достаточном для правильного ответа на поставленные вопросы. Необходимо уяснить смысл задачи и условия, исходя из которых, нужно дать ответы на поставленные вопросы. В этих целях следует провести юридический анализ излагаемых в задаче обстоятельств, установить, какие из них имеют, а какие не имеют в предложенных вопросах юридическое значение. Решение должно учитывать все изложенные в фабуле обстоятельства и содержать их юридическую оценку.

В задачах нередко ставиться вопрос, правильно ли поступил суд (судья). Ответ на такой и ему подобный вопрос не должен быть односложным – «да» или «нет», «правильно» или «неправильно». Решение задачи (ответы на вопросы) необходимо обосновать и аргументировать ссылками на статьи (части, пункты, абзацы) ГПК РФ и других нормативных актов, а при необходимости на материалы судебной практики (разъяснения, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обзорах судебной практики вышестоящих судебных инстанций, в решениях Конституционного Суда РФ и др.). При этом надо привести точное название нормативного правового акта с указанием его реквизитов, изложить краткое содержание статьи (части, пункта, абзаца), на которую делается ссылка.

Задача должна:

- быть решена самостоятельно, в полном объеме, ответы должны быть даны на все поставленные вопросы;

- выполняться с использованием действующих нормативных правовых актов, материалов судебной практики;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала (решения задачи);

- ответы на вопросы должны быть развернутыми, аргументированными, содержать ссылки на конкретные нормы права, судебные акты.

В процессе обучения решение задач представляет собой текстуально изложенное задание по решению конкретной проблемы. Упражнение, как правило, содержит информацию и данные, пользуясь которыми студенты индивидуально, а чаще с использованием метода групповой работы пытаются найти свое решение. Выполнение упражнений помогает студентам увидеть и понять происходящее в практике, выработать соответствующие навыки и умения.

Тест – это система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

При проведении практических занятий по дисциплине «Судебное делопроизводство» используется кабинеты, оборудованный: рабочими столами, информационными стендами. К средствам обучения относятся проектор, комплекс слайдов, другие материально-технические и программные средства, используемые при проведении занятий.

План практических (семинарских) занятий по дисциплине гражданский процесс

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: