Сознание как субъективная реальность. Определение понятия «сознание». Структура сознания. Уровни сознания. Определение «подсознательного», «осознанного», «сверхсознательного».
Проблема сущности сознания в истории философии. Особенности восточного и западного понимания природы сознания. Взаимосвязь с современностью
Основные теории происхождения сознания. Эндогенная теория и ее представители. Экзогенная теория и ее представители. Паранормальные свойства психики. Взаимосвязь философского и научного понимания сознания. Сознание как нелинейная система (синергетика).
Философия здоровья. Психосоматическая проблема. Основные причины болезней и методы лечения. Значение философии здоровья на современном этапе.
Практическое занятие № 11-12. Проблема сознания и языка в философии (4 часа).
Атрибуты сознания: познание, переживание, творчество, вдохновение, неосознанные явления, свойства личности, память, воля, чувства и др.
Проблема соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) в учении З. Фрейда. Структура личности по З. Фрейду. Учение о либидо, инстинктах жизни и смерти. Структура личности по К.Г.Юнгу, учение о коллективном и личном подсознании. Учение об архетипах и комплексах. Сравнительный анализ учений З. Фрейда и К. Г. Юнга.
Проблема соотношения мышления и слова. Идеи современной философии языка на примере учений структурализма, герменевтики и феноменологии.
Феномен общественного сознания. Два уровня общественного сознания – психология и идеология. Общественная психология как «коллективное бессознательное». Общественная идеология как рационализация жизни общества в идеях, концепциях и теориях.
Формы общественного сознания: политика, право, мораль, религия, экономика, эстетика.
Тема 10. Гносеология как философия познания.
Лекционное занятие № 10. Проблема познания в философии (1 час).
Определение понятия «познание». Основные принципы современной теории познания. Проблема познаваемости мира как один из основных вопросов философии. Источники и структура познавательного процесса. Основные формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное, мистическое познание. Взаимосвязь всех форм познания.
Практическое занятие № 13-14. Гносеология как философия познания (4 часа).
Особенности чувственного познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Особенности рационального познания. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Преимущества и ограничения двух типов познания.
Определение «интуиции». Современные концепции интуитивного познания. Взаимосвязь интуитивного и рационального познания. Определение «мистического». Современные концепции мистического познания. Взаимосвязь интуитивного и мистического познания. Преимущества и ограничения двух типов познания.
Определение понятия «истина». Концепции истины. Становление и особенности научного познания. Определение понятия «наука». Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Философские проблемы современной науки и техники.
Тема 11. Философская антропология.
Лекционное занятие № 11. Бытие человека (1 час).
Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знаний. Основные направления философской антропологии. Единство биологического, социального и индивидуального в человеке. Проблема происхождения человека: эволюционный и революционный подходы. Основные проблемы бытия человека. Личность и индивид. Любовь и Эрос.
Практическое занятие № 15-16. Актуальные проблемы человеческого бытия (4 часа).
Философия о добре и зле. Определение абсолютного и относительного добра и зла. Добро и зло в человеческой природе.
Определение понятий «свобода» и «ответственность». Проблема свободы и ответственности в истории философии. Феномен «бегства от свободы» и его последствия.
Определение понятий «счастье» и «страдание». Диалектическая взаимосвязь счастья и страдания. Продуктивное и деструктивное страдание.
Взаимосвязь смысла жизни, смысла смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в истории философии. Феномен «смыслапотери» и его последствия.
Тема 12. Аксиология.
Самостоятельная работа
Ценностная доминанта жизни человека и общества. Определение понятий «ценность», «ценностные ориентации», «цель» и «идеал». Конкретные и абстрактные ценности. Типология ценностей в соответствии со структурой ценностного отношения. Ценности современного общества. Аксиологические проблемы современного общества.
Тема 13. Социальная философия.
Практическое занятие № 17. Социальная философия (2 часа).
История философских представлений об обществе. Определение понятия «общество». Особенности современных подходов к пониманию сущности общества. Системный подход к пониманию общества. Общество как система. Социальная философия и социология.
Социальная деятельность и социальные отношения. Структура общества: сферы деятельности и отношений. Материальное производство, наука как производство теоретических знаний, социальная сфера, ценностная сфера, политическая сфера.
Постиндустриальное общество. Современные концепции постиндустриализма и информационизма (Д. Белл, М. Кастельс). Социальные последствия перехода к постиндустриализму.
Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология.