Лекционное занятие № 9. Проблема сознания в философии (2 часа)

Сознание как субъективная реальность. Определение понятия «сознание». Структура сознания. Уровни сознания. Определение «подсознательного», «осознанного», «сверхсознательного».

Проблема сущности сознания в истории философии. Особенности восточного и западного понимания природы сознания. Взаимосвязь с современностью

Основные теории происхождения сознания. Эндогенная теория и ее представители. Экзогенная теория и ее представители. Паранормальные свойства психики. Взаимосвязь философского и научного понимания сознания. Сознание как нелинейная система (синергетика).

Философия здоровья. Психосоматическая проблема. Основные причины болезней и методы лечения. Значение философии здоровья на современном этапе.

Практическое занятие № 11-12. Проблема сознания и языка в философии (4 часа).

Атрибуты сознания: познание, переживание, творчество, вдохновение, неосознанные явления, свойства личности, память, воля, чувства и др.

Проблема соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) в учении З. Фрейда. Структура личности по З. Фрейду. Учение о либидо, инстинктах жизни и смерти. Структура личности по К.Г.Юнгу, учение о коллективном и личном подсознании. Учение об архетипах и комплексах. Сравнительный анализ учений З. Фрейда и К. Г. Юнга.

Проблема соотношения мышления и слова. Идеи современной философии языка на примере учений структурализма, герменевтики и феноменологии.

Феномен общественного сознания. Два уровня общественного сознания – психология и идеология. Общественная психология как «коллективное бессознательное». Общественная идеология как рационализация жизни общества в идеях, концепциях и теориях.

Формы общественного сознания: политика, право, мораль, религия, экономика, эстетика.

Тема 10. Гносеология как философия познания.

Лекционное занятие № 10. Проблема познания в философии (1 час).

Определение понятия «познание». Основные принципы современной теории познания. Проблема познаваемости мира как один из основных вопросов философии. Источники и структура познавательного процесса. Основные формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное, мистическое познание. Взаимосвязь всех форм познания.

Практическое занятие № 13-14. Гносеология как философия познания (4 часа).

Особенности чувственного познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Особенности рационального познания. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Преимущества и ограничения двух типов познания.

Определение «интуиции». Современные концепции интуитивного познания. Взаимосвязь интуитивного и рационального познания. Определение «мистического». Современные концепции мистического познания. Взаимосвязь интуитивного и мистического познания. Преимущества и ограничения двух типов познания.

Определение понятия «истина». Концепции истины. Становление и особенности научного познания. Определение понятия «наука». Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Философские проблемы современной науки и техники.

 

Тема 11. Философская антропология.

Лекционное занятие № 11. Бытие человека (1 час).

Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знаний. Основные направления философской антропологии. Единство биологического, социального и индивидуального в человеке. Проблема происхождения человека: эволюционный и революционный подходы. Основные проблемы бытия человека. Личность и индивид. Любовь и Эрос.

Практическое занятие № 15-16. Актуальные проблемы человеческого бытия (4 часа).

Философия о добре и зле. Определение абсолютного и относительного добра и зла. Добро и зло в человеческой природе.

Определение понятий «свобода» и «ответственность». Проблема свободы и ответственности в истории философии. Феномен «бегства от свободы» и его последствия.

Определение понятий «счастье» и «страдание». Диалектическая взаимосвязь счастья и страдания. Продуктивное и деструктивное страдание.

Взаимосвязь смысла жизни, смысла смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в истории философии. Феномен «смыслапотери» и его последствия.

Тема 12. Аксиология.

Самостоятельная работа

Ценностная доминанта жизни человека и общества. Определение понятий «ценность», «ценностные ориентации», «цель» и «идеал». Конкретные и абстрактные ценности. Типология ценностей в соответствии со структурой ценностного отношения. Ценности современного общества. Аксиологические проблемы современного общества.

 

Тема 13. Социальная философия.

Практическое занятие № 17. Социальная философия (2 часа).

История философских представлений об обществе. Определение понятия «общество». Особенности современных подходов к пониманию сущности общества. Системный подход к пониманию общества. Общество как система. Социальная философия и социология.

Социальная деятельность и социальные отношения. Структура общества: сферы деятельности и отношений. Материальное производство, наука как производство теоретических знаний, социальная сфера, ценностная сфера, политическая сфера.

Постиндустриальное общество. Современные концепции постиндустриализма и информационизма (Д. Белл, М. Кастельс). Социальные последствия перехода к постиндустриализму.

Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: