Дисциплина «Философия» (Б1.Б.02) относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и изучается во 2 семестре.
Пререквизиты дисциплины (модули): процессу усвоения дисциплины «Философия» способствуют знания, полученные обучающимися во время изучения такой дисциплины как «Всеобщая история: история цивилизаций».
Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины: дисциплина «Философия» опирается на знания, полученные обучающимися во время изучения школьных дисциплин социогуманитарного цикла, которые заложили навыки анализа, синтеза и систематизации информации, развили интерес к фундаментальными проблемам бытия мира, общества и человека, способность к размышлению над ними.
Постреквизиты дисциплины: знания, полученные во время изучения дисциплины «Философия» способствуют усвоению таких дисциплин как «История России: история Русского мира», «Основы российской государственности и гражданственности», «Логика и технологии мышления», «Современные концепции и категории политической науки», а также осуществлению научно-исследовательской работы, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, подготовке к государственной итоговой аттестации.
|
|
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы.
Курс | Семестр | Общий объем, | Контактная работа, ч | Самостоятельная работа, ч | РГЗ, контрольная работа | Курсовой проект (курсовая работа) | Зачет (семестр) | Экзамен | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
1 | 2 | 3 (108) | 18 | 36 | – | 18 | – | – | – | 36 (2) |
Соотношение количества часов самостоятельной работы обучающегося к общему объему часов составляет: 54/108 (50 %).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Очная форма обучения
Наименование темы | Семестр | Общее количество часов | Контактная работа | Самостоятельная работа, ч | Формы текущего контроля* | ||||
Лекции, ч | Практические занятия, ч | Лабораторные работы, ч | |||||||
Раздел 1. Философия как тип мировоззрения. История философии. | |||||||||
Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии. | 2 | 6 | 2 | 4 | - | - | опрос / творческое задание | ||
Тема 2. Философия Востока. | 2 | 5 | 2 | 2 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Тема 3. Античная философия. | 2 | 5 | 1 | 2 | - | 2 | опрос | ||
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения. | 2 | 5 | 2 | 2 | - | 1 | опрос | ||
Тема 5. Западноевропейская философия 17-18 веков. | 2 | 7 | 3 | 2 | - | 2 | опрос | ||
Тема 6. Современная философия. | 2 | 8 | 2 | 4 | - | 2 | опрос | ||
Тема 7. Русская философия. | 2 | 5 | 1 | 2 | - | 2 | опрос | ||
Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия мира и человека
| |||||||||
Тема 8. Онтология как философское учение о бытии. | 2 | 6 | 3 | 2 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Тема 9. Сознание как субъективная реальность. | 2 | 7 | 2 | 4 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Тема 10. Гносеология как философия познания. | 2 | 6 | 1 | 4 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Тема 11. Философская антропология. | 2 | 6 | 1 | 4 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Тема12. Аксиология. | 2 | 2 | - | - | - | 2 | опрос | ||
Тема13. Социальная философия. | 2 | 3 | - | 2 | - | 1 | опрос | ||
Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология. современности. | 2 | 3 | - | 2 | - | 1 | опрос / творческое задание | ||
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен) | 2 | 36 | - | - | - | 36 | |||
Всего: | 108 | 18 | 36 | - | 54 |
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Философия как тип мировоззрения. История философии.
Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии.
Лекционное занятие № 1. Мировоззрение: основной вопрос, структура, типы (2 часа).
История понятия «мировоззрение». Основной вопрос. Определение понятий «дух» (идея) и «материя». Основные различия между монизмом, дуализмом, холизмом. Структура мировоззрения: ценности и знания. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Определение мифологии. Особенности мифологического мировоззрения: символизм, дуализм, синкретизм. Роль мифологии в истории культуры. Виды мифов: художественные, политические, религиозные, научные. Позитивные и негативные аспекты мифологии.
Определение религии. Особенности религиозного мировоззрения: вера в (Идеал) Абсолют, стремление к (Идеалу) Абсолюту. Типы представлений об Абсолюте. Феномен религиозной веры. Позитивные и негативные аспекты религиозного мировоззрения.
Определение философии. Особенности философского мировоззрения. Философия как поиск и стремление к мудрости. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Философия как система знаний. Структура философии. Основные философские категории. Функции и роль философии в духовной жизни общества.
Практическое занятие № 1-2. Философские категории (4 часа)
Значение философского категориального аппарата. Диалектическая взаимосвязь категорий.
Категории определения. Определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее». Определение категорий «явление» и «сущность». Определение категорий «форма» и «содержание». Определение формы, содержания и сущности явления «человек».
Категории причинности. Определение категорий «причина» и «следствие». Определение категорий «случайность» и «необходимость». Определение категорий «возможность» и «действительность». Закон причинно-следственных связей.
Категории целостности. Определение категорий «часть» и «целое». Дайте определение категорий «элемент» и «система». Современная концепция холизма.
Тема 2. Философия Востока.
Лекционное занятие № 2. Философия Индии (2 часа).
Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Этапы развития индийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Философия веданты. Типы сознания. Определение понятия «созерцание». Типы созерцания. Философия йоги. Виды йоги. Философия буддизма. Определение понятий «дхарма», «сансара», «нирвана». Связь идей буддизма с современной научной картиной мира.
Особенности восточного типа философствования. Имманентный характер. Интуитивизм. Холизм. Созерцательность. Сознание определяет бытие. Практический характер.