Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Философия» (Б1.Б.02) относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и изучается во 2 семестре.

Пререквизиты дисциплины (модули): процессу усвоения дисциплины «Философия» способствуют знания, полученные обучающимися во время изучения такой дисциплины как «Всеобщая история: история цивилизаций».

Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины: дисциплина «Философия» опирается на знания, полученные обучающимися во время изучения школьных дисциплин социогуманитарного цикла, которые заложили навыки анализа, синтеза и систематизации информации, развили интерес к фундаментальными проблемам бытия мира, общества и человека, способность к размышлению над ними.

Постреквизиты дисциплины: знания, полученные во время изучения дисциплины «Философия» способствуют усвоению таких дисциплин как «История России: история Русского мира», «Основы российской государственности и гражданственности», «Логика и технологии мышления», «Современные концепции и категории политической науки», а также осуществлению научно-исследовательской работы, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, подготовке к государственной итоговой аттестации.

Форма промежуточной аттестации: экзамен.

 

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы.

Курс

Семестр

Общий объем,
ЗЕ (ч)

Контактная работа, ч

Самостоятельная работа, ч

 РГЗ, контрольная работа

Курсовой проект

(курсовая работа)

Зачет

(семестр)

Экзамен
(семестр)

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 2 3 (108) 18 36 18 36 (2)

Соотношение количества часов самостоятельной работы обучающегося к общему объему часов составляет: 54/108 (50 %).

 



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Очная форма обучения

Наименование темы

Семестр

Общее количество часов

Контактная работа

Самостоятельная работа, ч

Формы текущего контроля*
Лекции, ч Практические занятия, ч Лабораторные работы, ч  

Раздел 1. Философия как тип мировоззрения. История философии.

Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии. 2 6 2 4 - - опрос / творческое задание
Тема 2. Философия Востока. 2 5 2 2 - 1 опрос / творческое задание
Тема 3. Античная философия. 2 5 1 2 - 2 опрос
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения. 2 5 2 2 - 1 опрос
Тема 5. Западноевропейская философия 17-18 веков. 2 7 3 2 - 2 опрос
Тема 6. Современная философия. 2 8 2 4 - 2 опрос
Тема 7. Русская философия. 2 5 1 2 - 2 опрос

Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия мира и человека

Тема 8. Онтология как философское учение о бытии. 2 6 3 2 - 1 опрос / творческое задание
Тема 9. Сознание как субъективная реальность. 2 7 2 4 - 1 опрос / творческое задание
Тема 10. Гносеология как философия познания. 2 6 1 4 - 1 опрос / творческое задание
Тема 11. Философская антропология. 2 6 1 4 - 1 опрос / творческое задание
Тема12. Аксиология. 2 2 - - - 2 опрос
Тема13. Социальная философия. 2 3 - 2 - 1 опрос
Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология. современности. 2 3 - 2 - 1 опрос / творческое задание
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен) 2 36 - - - 36  
Всего:   108 18 36 - 54  

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Философия как тип мировоззрения. История философии.

Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии.

Лекционное занятие № 1. Мировоззрение: основной вопрос, структура, типы (2 часа).

История понятия «мировоззрение». Основной вопрос. Определение понятий «дух» (идея) и «материя». Основные различия между монизмом, дуализмом, холизмом. Структура мировоззрения: ценности и знания. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Определение мифологии. Особенности мифологического мировоззрения: символизм, дуализм, синкретизм. Роль мифологии в истории культуры. Виды мифов: художественные, политические, религиозные, научные. Позитивные и негативные аспекты мифологии.

Определение религии. Особенности религиозного мировоззрения: вера в (Идеал) Абсолют, стремление к (Идеалу) Абсолюту. Типы представлений об Абсолюте. Феномен религиозной веры. Позитивные и негативные аспекты религиозного мировоззрения.

Определение философии. Особенности философского мировоззрения. Философия как поиск и стремление к мудрости. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Философия как система знаний. Структура философии. Основные философские категории. Функции и роль философии в духовной жизни общества.

Практическое занятие № 1-2. Философские категории (4 часа)

Значение философского категориального аппарата. Диалектическая взаимосвязь категорий.

Категории определения. Определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее». Определение категорий «явление» и «сущность». Определение категорий «форма» и «содержание». Определение формы, содержания и сущности явления «человек».

Категории причинности. Определение категорий «причина» и «следствие». Определение категорий «случайность» и «необходимость». Определение категорий «возможность» и «действительность». Закон причинно-следственных связей.

Категории целостности. Определение категорий «часть» и «целое». Дайте определение категорий «элемент» и «система». Современная концепция холизма.

 

Тема 2. Философия Востока.

Лекционное занятие № 2. Философия Индии (2 часа).

Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Этапы развития индийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Философия веданты. Типы сознания. Определение понятия «созерцание». Типы созерцания. Философия йоги. Виды йоги. Философия буддизма. Определение понятий «дхарма», «сансара», «нирвана». Связь идей буддизма с современной научной картиной мира.

Особенности восточного типа философствования. Имманентный характер. Интуитивизм. Холизм. Созерцательность. Сознание определяет бытие. Практический характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: