Лекционное занятие № 6. Философия ХIХ века (2 часа)

Причины кризиса философии в XIX веке и его последствия. Критика рационализма. Основные направления современной философии. Течения и школы первого этапа. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон). Иррационализм. Бессознательные, иррациональные, неосознаваемые человеком желания и влечения («воля к жизни», «воля к власти», «интуитивный порыв»).

Философия деятельности (марксизм и прагматизм). Учение К. Маркса. Определение понятий «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения». Значение марксизма для истории цивилизации. Философия прагматизма. Философия науки – ранний позитивизм (О. Конт). Значение позитивизма для развития науки. Преимущества и ограничения позитивизма.

Практическое занятие № 7-8. Основные направления философии XIX-ХХ веков (4 часа).

Учение Ф. Ницше о ценности жизни, воле к власти и сверхчеловеке. Роль ницшеанства в истории ХХ века.

Течения и школы второго этапа развития современной философии. Экзистенциализм и его основные идеи: сущность человеческой экзистенции, ее уникальность и неповторимость; смысл жизни и смерти человека; соотношение личности и массы; соотношение человеческой свободы и ответственности; смысл творчества. Религиозный и атеистический экзистенциализм.

Феноменология. Герменевтика. Постпозитивизм и аналитическая философия. Основные тенденции развития современной философии.

Тема 7. Русская философия.

Лекционное занятие № 7. Основные этапы развития русской философии (1 час).

Источники философии Древней Руси. Основные направления философии Киевской Руси: монашеско-исихастское, богословское, светско-рационалистическое. Культ Софии. Философская проблематика Древней Руси.

Философская мысль Московской Руси. Русское Предвозрождение и его идейные истоки. Исихазм. «Нестяжательство» и «иосифлянство» как два идеала духовной и церковной. Философия России эпохи Просвещения.

Русская философия ХIХ-ХХ веков. Философская дискуссия «славянофилов» и «западников» и ее значение для истории России. Марксизм в России. Русская религиозная философия. Развитие философии в СССР. Основные тенденции современной философии России.

Практическое занятие № 9. Русская религиозная философия XVIII-ХХ веков (2 часа).

Зарождение оригинальной русской философии в XVIII веке. Учение Григория Сковороды о трех мирах и двух натурах. Идея микромира и макромира. Концепция символического мира и ее связь с современной наукой. Природа человеческого счастья и несчастья. Учение о «сродной праце». Философия сердца и роль сердца в жизни человека. Кордоцентризм.

Религиозно-мистическая философия Владимира Соловьева. Учение о Боге и Софии, теософии, теургии и теократии. Философия всеединства Вл.Соловьева. Учение об эволюции мира и основных этапах его развития; Учение о смысле любви.

Николай Бердяев как представитель русского религиозного экзистенциализма. Эволюция мировоззрения от материалистического марксизма до религиозного экзистенциализма. Учение о царстве духа и природы, о свободе, о личности, о творчестве.

Значение русской религиозной философии для истории философии.

Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия мира и человека

Тема 8. Онтология как философское учение о бытии.

Лекционное занятие № 8. Онтология как философское учение о бытии (3 часа).

Предметное поле онтологии. Место онтологии в философии. Основные онтологические категории: «бытие», «субстанция», «объективная реальность», «субъективная реальность». Эволюция онтологических знаний. Особенности западной и восточной онтологии и их связь с современностью.

Уровни, формы и виды бытия. Соотношение понятий «мир» и «научная картина мира». Определение понятия «материя». Современная научная революция и новое понимание строения материи. Идеи квантовой физики, теории относительности, синергетики, реляционного холизма, глобального эволюционизма. Влияние научной картины мира на философскую картину мира.

Формы организации материи. Основные концепции и теории происхождения неживой, живой и социальной материи. Основные концепции и теории будущего Вселенной.

Практическое занятие № 10. Пространство и время как атрибуты материи (2 часа).

Парадокс относительности материального мира. Развенчание мифов об абсолютности атрибутов материи – пространства, времени и движения.

Особенности физического пространства и времени (обусловленного особенностями неживой материи). Основные положения специальной теории относительности (1905 г.) и общей теории относительности (1916 г.). Влияние на пространственно-временные свойства тел скорости движения тела и гравитационных полей. Различия евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского. Определение четырехмерного пространственно-временного континуума.

Особенности биологического пространства и времени (обусловленного особенностями живой материи). Теории Л. Пастера, В. Вернадского. «Биологические часы» и дисимметрия биологического пространства. Причины дисимметрии биологического пространства. Основные факторы, способствующие ускорению и замедлению биологических часов.

Особенности социального пространства и времени (обусловленного особенностями социальной материи). Социальное пространство-время как то восприятие пространства и времени человеком, зависящее от уровня развития сознания общества. Взаимосвязь научно-технического прогресса и наших представлений о пространстве и времени.

Взаимосвязь всех форм пространства-времени.

Тема 9. Сознание как субъективная реальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: