Образовательные технологии, применяемые для реализации дисциплины

Во время изучения дисциплины «Философия» используются различные методы:

- словесные методы: рассказ-пояснение, беседа, лекция.

- наглядные методы: демонстрация слайдов по теме лекции.

- практические методы: диалог, сообщение, доклад.

Пассивные методы обучения – методы, при использовании которых обучающиеся выступают в роли «объекта» обучения, их роль сводится к пассивному восприятию информации. Лекционный курс в большей степени основывается на данных методах. Последние являются объяснительно-иллюстративными, так как наряду со словесным методом обучения используются мультимедийные презентации для визуального и аудиального восприятия.

Активные методы обучения – методы, при использовании которых обучающиеся становятся «субъектами» обучения в рамках диалога обучающегосяа и преподавателя. Подобная практика характерна для организации самостоятельной работы, в частности при выполнении индивидуальных творческих исследовательских работ. К таким методам обучения можно отнести частично-поисковый или эвристический, проблемный и исследовательский.

Соотношение разделов, тем дисциплины и применяемых технологий обучения:

 

 

Наименование темы

Применяемые образовательные технологии

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Интерактивная лекция Групповая дискуссия Творческое задание Виртуальные практикумы и тренажеры
Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии. * * *  
Тема 2. Философия Востока.   * *  
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения. * *    
Тема 6. Современная философия.   *    
Тема 8. Онтология как философское учение о бытии. * * *  
Тема 9. Сознание как субъективная реальность. * * *  
Тема 10. Гносеология как философия познания. * * *  
Тема 11. Философская антропология * * *  
Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология.   * *  

Интерактивные методы на лекциях:

В процессе подготовки обучающихся используются следующие виды интерактивных лекций:

Лекция-диалог и лекция-дискуссия. Содержание подается через серию вопросов, на которые обучающиеся должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Обучающиеся в конце лекции должны назвать ошибки.

 

Интерактивные методы на практических занятиях:

В процессе подготовки обучающихся используются следующие виды интерактивных практических занятий:

Групповая дискуссия («круглый стол») – метод активного обучения, сочетающий тематическую дискуссию с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

· обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

· иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных  материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

· тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты. Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Дебаты формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений участников – представителей двух или более противостоящих, соперничающих команд (групп). Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Интерактивные методы в самостоятельной работе:

В процессе подготовки обучающихся используются:

Творческое задание, которое составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл процессу образования, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: