Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости

4.1. Перечень вопросов для текущего контроля

 

Тема 1. Философия как тип мировоззрения. Гуманистический смысл философии.   1. Дайте определение мировоззрения. 2. Укажите структуру мировоззрения. 3. Назовите типы мировоззрения. 4. Проанализируйте особенности мифологического мировоззрения. 5. Проанализируйте особенности религиозного мировоззрения. 6. Определите предмет и объект философии. Когда и где она возникла? 7. Чем философское мировоззрение отличается от мифологического и религиозного? 8. Назовите основные функции философии и раскройте их смысл. 9. Проанализируйте структуру философии. 10. Как философия связана с другими науками? 11. В чем заключается гуманистический смысл философского знания? 12. Дайте определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее», «явление» и «сущность», «форма» и «содержание». Покажите их диалектическую взаимосвязь. 13. Дайте определение категорий «причина» и «следствие», «случайность» и «необходимость», «возможность» и «действительность». Покажите их диалектическую взаимосвязь. 14. Дайте определение категорий «часть» и «целое», «элемент» и «система». Покажите их диалектическую взаимосвязь. 15.  В чем сущность современной концепции холизма?
Тема 2. Философия Востока. 1. Охарактеризуйте причины возникновения философии в странах Древнего востока. 2. Укажите основные философские системы Индии. 3. Проанализируйте основные идеи философии веданты. 4. Проанализируйте основные идеи философии йоги. 5. Проанализируйте основные идеи философии буддизма. 6. Проанализируйте основные идеи философии конфуцианства. 7. Проанализируйте основные идеи философии даосизма. 8. Определите особенности восточной философии. 9. Как философия Востока влияет на современное мировоззрение человечества? 10. Какие идеи восточной философии Вы считаете актуальными?
Тема 3. Философия античности. 1. Назовите основные периоды развития античной философии? 2. Что такое натурфилософия? 3. Дайте характеристику школ первого периода становления древнегреческой философии. 4. Дайте характеристику атомистического учения Демокрита. 5. Дайте характеристику диалектического учения Гераклита. 6. Как соотносятся жизнь и учение Сократа? 7. Какой вклад сделал Сократ в мировую философию? 8. Раскройте смысл учения Платона об идеях (эйдосах). 9. Какой вклад сделал Платон в мировую философию? 10. Кого и почему относят к классикам Античной философии? 11. Раскройте смысл учения Аристотеля. В чем он не был согласен с Платоном? 12. Какой вклад сделал Аристотель в мировую философию? 13. Проанализируйте основные идеи школ эллинистической философии. 14. Покажите значение для мировой философии школ эпикурейства, стоиков, скептиков, киников, неоплатоников.
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения 1. Неоплатонизм и христианство как теоретические предпосылки возникновения средневековой философии. 2. Назовите основные этапы средневековой философии. 3. Почему первый этап становления средневековой философии называется «апологетика» и «патристика»? 4. Чем отличается «апологетика» от «патристики»? 5. Проанализируйте, как в философии Византии были решены основные онтологические проблемы. 6. Проанализируйте, как в философии Византии были решены основные антропологические проблемы. 7. Какую роль в философии Византии играет мистика? 8. В чем сущность учения об «обожении»? 9. Как решается проблема соотношения веры и разума в философии средневековья? 10. Назовите наиболее видных представителей схоластики и основные философские проблемы этого периода. 11. Проанализируйте решение проблемы «универсалий» в философских течениях номинализма и реализма. 12. Дайте характеристику особенностей философии Возрождения. 13. Почему период Возрождения считается переходной эпохой? 14. В чем смысл пантеистической философии Н. Кузанского? 15. Какое значение сыграла научная революция Коперника-Галилея в философии Возрождения?
Тема 5. Западноевропейская философия 17-18 веков.   1. Дайте общую характеристику философии эпохи Нового времени. Какие проблемы были для нее актуальны? 2. Охарактеризуйте суть философского эмпиризма, укажите его преимущества и недостатки. 3. Охарактеризуйте суть философского рационализма: укажите его преимущества и недостатки. 4. Как решается проблема субстанции в учениях Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница? 5. Какое значение сыграла научная революция ХVII века в философии Нового времени? 6. Дайте характеристику философского учения Р. Декарта. 7. Дайте характеристику философского учения Р. Г. Лейбница. 8. В чем сущность агностицизма Б. Паскаля? 9. Назовите парадоксы Б.Паскаля. 10. Какова была главная тема философских раздумий европейцев в ХVIII ст. и почему этот период называют «эпохой Просвещения»? 11. В чем состоит сходство социального учения французского философа Ж.-Ж.Руссо и классика античности Платона? 12. Какое влияние на дальнейшее развитие европейской философии и жизни европейцев оказала философия французского Просвещения? 13. Дайте характеристику философского учения Джона Локка. 14. Чем немецкая классическая философия отличается от философии французского Просвещения? 15. Дайте характеристику философской системы И. Канта. 16. В чем смысл «коперниканского переворота» И.Канта в философии? 17. Раскройте смысл дуализма И. Канта в гносеологии. 18. Дайте характеристику философской системы Г. Гегеля. 19. В чем философский метод Г. Гегеля противоречит его системе? 20. Охарактеризуйте философию духа Г. Гегеля. 21. В чем состоит дуализм решения проблемы человека Л. Фейербахом? 22. Как немецкая классическая философия повлияла на становление социальной концепции К.Маркса?
Тема 6. Современная философия. 1. Раскройте смысл причин кризиса европейской философии Нового времени. 2. Назовите направления современной философии первого этапа. 3. Дайте характеристику философии марксизма. 4. Дайте характеристику «философии жизни». 5. Что означает «лингвистический поворот» в философии? 6. Дайте характеристику позитивизма и прагматизма. 7. Дайте характеристику экзистенциализма. 8. Дайте краткую характеристику течений постклассической философии: постпозитивизма, феноменологии, аналитической философии, герменевтики и других. 9. Назовите причины и раскройте смысл философского постмодернизма; определите, есть ли в современной философии его альтернативы?
Тема 7. Русская философия. 1. Назовите основные источники русской философии и укажите ее особенности. 2. Дайте характеристику философских идей Киевской Руси. 3. Дайте характеристику философских идей Московской Руси. 4. Какое значение для русской философии имел спор «нестяжателей» и «иосифлян»? 5. Дайте характеристику философских идей Г. Сковороды. 6. Кем и за что П.Я.Чаадаев был объявлен «сумасшедшим»? 7. Раскройте основные постулаты философии западников и славянофилов; имеют ли они продолжение в философии современной России. 8. Дайте характеристику «философии всеединства» В.С.Соловьева. 9. Какой вклад в русскую философии внесли Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский? 10. Дайте характеристику философских идей Н. Бердяева. 11. В чем сущность философских размышлений Н.А.Бердяева о свободе и об истории России? 12. Какое значение имеет русская религиозная философия? 13. Дайте общую характеристику русской религиозной философии. 14. Дайте характеристику развития философии в СССР.
Тема 8. Онтология как философское учение о бытии. 1. Раскройте значение слова «онтология». 2. Когда завершилось становление онтологии; каково ее место в структуре теоретической философии? 3. Дайте сравнительную характеристику западной и восточной онтологии. 4. Раскройте сущность исторической трансформации смысла основного понятия онтологии – «бытие»- от элеатов до постмодернизма. 5. С Вашей точки зрения, бытие и материя - это одно и то же? 6. Назовите основные понятия онтологии и раскройте их смыслы. 7. Дайте философское и научное определение материи. 8. Какое влияние оказала современная научная картина мира на философскую картину мира? 9. Укажите основные теории происхождения неживой, живой и социальной материи. 10. Дайте характеристику философских и научных представлений о пространстве и времени.
Тема 9. Сознание как субъективная реальность. 1. Как решается проблема соотношения сознания и бытия в истории философии? 2. Дайте характеристику сознания как субъективной реальности с точки зрения восточной философии. 3. Дайте характеристику сознания как субъективной реальности с точки зрения западной философии. 4. Какая разница между объективным и субъективным бытием? 5. Укажите известные Вам структуры сознания. 6. Назовите и охарактеризуйте уровни сознания. 7. Проанализируйте основные теории происхождения сознания. 8. Как соотносятся сознание и мышление? 9. Как соотносятся сознание и язык? 10. Какую роль философии имеет проблема здоровья? 11. Укажите и проанализируйте формы общественного сознания. 12. Укажите и проанализируйте уровни общественного сознания.
Тема 10. Гносеология как философия познания. 1. Раскройте сущность гносеологии, назовите ее главные принципы. 2. Какова структура познания? 3. Дайте характеристику чувственного познания. 4. Дайте характеристику рационального познания. 5. Дайте характеристику интуитивного познания. 6. Дайте характеристику мистического познания. 7. Определите смыслы главных концепций истины, определите – чем отличается и как связаны между собой классическая концепция с прагматической и когерентной. 8. Каковы критерии истины? 9. Чем абсолютная истина отличается от относительной? Достижима ли она? 10. Назовите и характеризуйте смысл философских проблем науки и техники. 11. В чем состоит специфика научного познания, чем оно отличается от повседневного и философского? 12. Назовите отличия классической и неклассической концепций науки. 13. Как наука связана с техникой и с технологией; какие философские проблемы между этими сферами деятельности существуют в современном мире. 14. Поясните, как связаны наука и техника с этикой и гуманизмом.
Тема 11. Философская антропология. 1. Поясните, чем отличаются философские подходы понимания сущности человека от научных и религиозных? 2. Раскройте содержание основных концепций о происхождения человека. 3. Назовите основные направления современной философской антропологии. 4. Охарактеризуйте человека как существо природное, социальное и культурное. 5. В чем состоит различие понятий «человек», «индивид», «личность»? 6. Как решается в философии проблема личности и индивида? 7. Как решается в философии проблема добра и зла в человеческой природе? 8. Как решается проблема человеческой свободы и ответственности от античности до наших дней (экзистенциализм, постмодернизм)? 9. Как решается в философии проблема любви и Эроса? 10. Как решается в философии проблема счастья и страдания? 11. Поясните, чем отличаются понятия «смысл жизни» и «цель жизни»? 12. Какие в философии существуют варианты решения проблемы смысла жизни? 13. Какие в философии существуют варианты решения проблемы смысла смерти? 14. Какие в философии существуют варианты решения проблемы бессмертия?
Тема 12. Аксиология 1. Когда и почему возникла аксиология как отдельный раздел философии? 2. Что такое ценности и какова их природа? 3. Дайте классификацию ценностей. 4. Объясните смысл понятий «ценностные» ориентации и «ценностные установки» и приведите примеры. 5. Чем отличаются ценности Запада и Востока? Возможно ли их единство? 6. Каковы ценности русского народа, меняются ли они?
Тема 13. Социальная философия. 1. Дайте определение понятия «общество». 2. Раскройте смыслы основных философских подходов понимания сущности общества: субъектного, деятельного и организационного. 3. Почему общество необходимо рассматривать как систему? 4. Назовите и проанализируйте основные сферы жизнедеятельности общества.  5. Раскройте содержание таких свойств социального бытия как социальная деятельность и социальные отношения. 6. Чем отличаются «формационная» и «цивилизационная» модели общества? 7. Дайте определение постиндустриального общества. 8. Проанализируйте основные концепции постиндустриализма и информационизма. 9. Каковы социальные последствия перехода к постиндустриальному обществу? 10. Можно ли на практике реализовать философские идеи равенства и справедливости? Если нет, то нужны ли они?
Тема 14. Философия культуры и философия истории. Футурология 1. Объясните, что является предметом философии истории: чем она отличается от исторической науки, как обе сферы знания взаимосвязаны между собой. 2. Как философы решают проблему смысла и цели истории? 3. Что (и кто) движет историю? 4. Что общего между историософскими идеями русских философов В.Соловьева и Н.Бердяева с современными философскими концепциями - глобализма, социальной моделью Ф.Фукуямы? 5. Раскройте смысл философских представлений о траектории исторического процесса? 6. Раскройте смысл понятия «глобальные проблемы». Назовите основные виды глобальных проблем современности? 7. В чем, с точки зрения философии, состоит причина возникновения экологических проблем и каков путь их решения? 8. Дайте характеристику антропосоциальных проблем современной эпохи. 9. Приведите примеры интерсоциальных проблем и вариантов их разрешения. 10. Чем политические цели отличаются от социально-философских? В чем состоит возможность их корреляции?

Вопросы для творческого задания

1. Основные направления философской мысли (по выбору).

2. Философская система (имя философа по выбору).

3.  Основные подходы к трактовке проблемы бытия.

4.  Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.

5. Проблема сознания в восточной философии.

6. Философия буддизма и современная наука.

7.  Проблема человека в философии экзистенциализма.

8. Проблема антропосоциогенеза.

9. Проблема бытия в истории философии.

10. Синергетика и философия.

11. Холизм и философия.

12. Философия и наука.

13. Философия и религия.

14. Философия и политика.

15. Религиозные и научные концепции мироздания: общее и различия.

16. Разнообразие видов материи.

17. Проблема соотношения свободы и ответственности.

18. Проблема соотношения культуры и цивилизации.

19. Проблема соотношения счастья и страдания.

20. Проблема соотношения любви и эроса.

21. Проблема соотношения личности и массы.

22. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

23. Системный подход к изучению общества.

24. Культура как предмет философского рассмотрения.

25. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы.

26. Познание как предмет философского анализа.

27. Философия и глобальные проблемы современности.

28. Как Вы понимаете выражение «Человек – это микрокосмос»?

29. Как Вы понимаете высказывани философа Б. Паскаля «человек – это слава и отброс мироздания», «человек – это мыслящий тростник»?

30. Как Вы понимаете высказывание русского философа Н. Бердяева: «Человек странное существо, имеющее облик царственный и рабский, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным»?

31. Как философия решает проблему единства и многообразия мира?

32.  Как соотносятся «формационная» и «цивилизационная» модели истории?

33.  Возможно ли на практике реализовать идеи социального равенства и справедливости?

34.  Как соотносятся понятия «человек», «личность», «индивидуальность»?

35.  Может ли человек любить или настоящая любовь – это романтический вымысел? Если «да», то какие именно признаки любви Вы считаете основными?

36. Можно ли на практике реализовать философские идеи равенства и справедливости? Если нет, то нужны ли они?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: