Практическое занятие № 9

 Русская религиозная философия XVIII-ХХ веков.

План

1. Философия Г. Сковороды.

2. Философия Вл. Соловьева.

3. Философия Н. Бердяева.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: изучить основные идеи философских учений Григория Сковороды, Владимира Соловьева, Николая Бердяева; дать общую характеристику русской религиозной философии и показать ее значение для мировой философии.

Методические рекомендации

Развитие русской философской мысли, начиная с момента крещения Руси, находилось под влиянием византийской христианской философии. Это во многом определило ее особенности: религиозность и богоискательство, внимание к проблемам человека и общества, вопросам морали и нравственности, ориентация на мистико-интуитивное познание мира.

Говорить о возникновении самобытной русской философии можно не ранее XVIII - XIX веков, что связано с именами Григория Сковороды и Владимира Соловьева.

Григорий Сковорода создал свое учение на основе мистической интуиции. Мистика играла большое значение в жизни этого самобытного философа. При рассмотрении его философии особое внимание необходимо уделить учению о трех мирах. Идея микромира и макромира, в принципе, не нова для философии, но в полной мере оригинальность мышления Сковороды проявилась в идее существования третьего мира - символического. Рекомендуется проанализировать, каким образом теория трех миров взаимосвязана с древней и современной философией и наукой.

При рассмотрении учения Сковороды о «двух натурах», обратите внимание на его связь с другими философиями мира. Как Сковорода объяснил природу человеческого счастья и несчастья? Какое значение в жизни человека играет «сродна праця»? Что философ говорил о роли сердца в жизни человека? Почему философию Сковороды называют «кордоцентричной»?

Владимир Соловьев является известным представителем русской религиозной философии XIX –ХХ веков и философом-мистиком. При рассмотрении его философии необходимо обратить внимание, прежде всего, на учение о Боге и Софии, теософии, теургии и теократии; учение о всеединстве; учение об эволюции мира и основных этапах его развития; учение о смысле любви. Как Соловьев понимал «всеединство» и насколько актуально его учение на современном этапе развития человечества? Какую роль играет София в мироздании? Какое место отводится человеку в философии Соловьева? В чем смысл любви, и какой любовь бывает?

Николай Бердяев является известным представителем русского экзистенциализма, получившим мировое признание за рубежом. Интересна эволюция его взглядов – от материалистического марксизма до религиозного экзистенциализма. При рассмотрении философии Бердяева, необходимо, прежде всего, обратить внимание на его учение о царствах духа и природы, о свободе, о личности, о творчестве. Какую роль свобода играет в мире? Все ли люди, по мнению Бердяева, могут считаться личностями? Каковы признаки личности, которые отличают ее от индивида? Какова роль творчества?

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Григория Сковороду называли «украинским Сократом»?

2. Какие три мира и две природы называл Сковорода?

3. Как идея трех миров интерпретируется в современной философии?

4. Какова, по мнению Сковороды, природа человеческого счастья?

5. Какую роль играет мистическое познание в философии Сковороды и Соловьева?

6. В чем особенности учения Соловьева о Боге и Софии, теософии, теургии и теократии?

7. Как Соловьев понимал «всеединство»?

8. В чем смысл любви?

9. Что есть свобода, и какая ее роль, по мнению Бердяева?

10. В чем принципиальное отличие личности и индивида?

11. Что есть творчество и в чем его смысл?

Практическое занятие №  10.    

Пространство и время как атрибуты материи.

План

1. Современные представления о пространстве и времени в неживой материи (на материале общей теории относительности А. Эйнштейна).

2. Особенности пространства и времени в живой материи (биологическое пространство и время).

3. Особенности пространства и времени в социальной материи (пространство и время общества).

Тема семинара относится к разделу программы «Онтология».

Цель семинара: проанализировать основные атрибуты материи – пространство и время. Показать их особенности в неживой, живой и социальной материи.

Методические рекомендации

Современная философия признает, что процесс познания материального мира необыкновенно сложен, и наших знаний не достаточно для того, чтобы дать исчерпывающее определение материи как философской категории. Наука столкнулась в 20 веке с парадоксом относительности материального мира. Это произошло после того как были развенчаны мифы об абсолютности ее атрибутов, то есть тех характерных признаков, без которых материя как таковая не существует.

Основными атрибутами материи являются пространство, время и движение. Пространством называют свойство предметов быть протяженными, занимать определенное положение, граничить друг с другом, иметь размеры. Время – форма, с помощью которой измеряют длительность существования объектов, последовательность смены их состояний.

Пространство и время характеризуются рядом свойств. Для пространства характерны трехмерность и обратимость. Любые явления, процессы происходят в трехмерном пространстве. Пространство обратимо: в любую точку пространства можно возвратиться вновь (хотя и в другое время). В отличие от пространства, время одномерно и необратимо. Оно «течет» от прошлого через настоящее к будущему.

Наука XX века принесла немало сенсационных открытий, многие из которых совершенно не укладывались в представление обыденного человеческого опыта. Ярким примером этого может служить теория относительности, созданная в начале нашего столетия мало кому известным тогда мыслителем Альбертом Эйнштейном (1879—1955).

В настоящее время говорят о существовании трех форм пространства и времени: физического (обусловленного особенностями неживой материи), биологического (обусловленного особенностями живой материи) и социального (обусловленного особенностями социальной материи).

Рекомендуется рассмотреть основные положения специальной теории относительности (1905 г.) и общей теории относительности (1916 г.) Эйнштейна для того, чтобы установить влияние на пространственно-временные свойства тел скорости движения тела и гравитационных полей. Необходимо также выяснить основное отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского. На основании открытий современной физики становится очевидным, что время и пространство не являются константами (постоянными величинами): они совершенно по-разному ведут себя на Земле и за ее пределами.

А. Эйнштейн также ввел понятие четырехмерного пространственно-временного континуума (трехмерное пространство и одно измерение времени). Континуум предполагает неразрывную взаимосвязь пространственной и временной координаты в нашем диалектическом мире. В современной физике существуют также другие гипотезы количества измерений пространственно-временного континуума.

Особенности биологического пространства и времени исследовалиЛ. Пастер, В. Вернадский. Согласно их работ, внутри живых организмов существуют «биологические часы» и асимметричное биологическое пространство. Рекомендуется проанализировать основные причины асимметрии биологического пространства, а также факторы, способствующие ускорению и замедлению биологических часов.

Важно отметить, что биологическое пространство-время тесно взаимосвязано с характеристиками физического пространства-времени. Живые организмы нашей планете должны были приспособиться к четырехмерному пространственно-временному континууму.

Социальное пространство-время - это восприятие пространства и времени человеком, зависящее от уровня развития сознания общества. Необходимо проанализировать, как изменяются под влиянием научно-технического прогресса наши представления о пространстве, а также отношения между людьми внутри социальной пирамиды. Социальное время еще более тесно связано с уровнем научно-технического прогресса, формируя темп жизни общества, а также представления об историческом процессе и летоисчислении.

Необходимо обратить внимание на тесную взаимосвязь всех форм пространства-времени.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое атрибут? Какие атрибуты материи вы знаете?

2. Дайте определение пространства и времени.

3. Что влияет на пространство и время в неживой материи (с точки зрения теории относительности)?

4. В чем отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского?

5. Объясните понятие «пространственно-временной континуум». Сколько он имеет измерений?

6. Как понять утверждение, что пространство и время относительны?

7. Объясните такую особенность биологического пространства как дисимметрия? Каковы основные причины этой дисимметрии?

8. Дайте определение «биологических часов».

9. Какие факторы способствуют ускорению и замедлению «биологических часов» живых организмов?

10. Укажите особенности социального пространства.

11. Укажите особенности социального времени.

12. Как взаимосвязаны между собой социальное и биологическое время? Можно ли говорить о конфликте социального и биологического времени на современном этапе, и каковы его последствия для человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: