Теории происхождения государства

Цель урока: сформировать представления учащихся о многообразии теорий происхождения государств.

Форма урока: Лекция с элементами беседы (заполнение таблицы).

Основные понятия урока:   теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, марксистская теория, теория насилия, социологическая теория. Персоналии по теме раскрыты в электронном пособии в разделе библиография.

План.

1. Теологическая теория.

2. Патриархальная теория.

3. Теория общественного договора

4. Марксистская теория.

5. Теория насилия.

6. Социологическая теория.

Разъясняя сущность различных подходов к происхождению государства, учитель просит ребят записать в тетрадь их положительные и отрицательные аспекты, а также сформулировать в устной форме собственное отношение к ним. Наиболее подготовленные ученики могут наглядно изобразить модель того, как, по их мнению, зарождалось государство.

Этнографическая и историческая науки выделяют все новые и новые данные о происхождении государства, поэтому вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Существует огромное множество теорий возникновения государств.

Теологическая теория.

Теория божественного происхождения государства.

Истоки: Древний Египет, Иудея, Вавилон.

Эта теория получила наибольшее выражение в трудах Фомы Аквинского и Георга Гегеля.

Государство, по мнению представителей данной теории, продукт божественной власти, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом  от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Социально-экономическое правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с этим необходимо смириться и не оказывать сопротивления. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание всевышнему.

2. Патриархальная теория.

Истоки Китай

Представители данной теории Конфуций (V век), Аристотель (IV век), Михайловский (XIX век.).

Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитии разрастание семей в результате увеличения людей приводит к образованию государства. Власть государя есть продолжение власти отца. Следовательно, происходит покорное подчинение власти. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными,  так как они – его дети.

3. Теория общественного договора. [1]

Государство результат своеобразного договора.

Истоки: Древняя Греция, Франция

Представители Эпикур 341-270гг. до н.э ., Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, А.Н. Радищев.

Теория общественного договора исходит из того, что государство  –результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными. Причины заключения такого договора различны.

По мнению Томаса Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасность за свою жизнь, свободу, имущество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей безопасности. Свою теорию он изложил в главном произведении «Левиафан» (1625).

Мыслитель Ж.Ж.Руссо признавал необходимыми коллективные формы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам: стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда «договор всех против всех», провозгласивших народ коллективным суверенитетом власти. Главный труд Руссо «Общественный договор» (1762).

Теория насилия

В наиболее завершенном виде была представлена в трудах ученых Карла Каутского, Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Фридриха Ницше.

Сила, насилие - основной фактор изменений в обществе. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних  племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Ф.Ницше – расовый подход государства есть завоевание господствующей расой другой расы.  Раса господствующих – стая белокурых хищников, которых отличают организационные способности и воля к власти. Раса рабов – это миролюбивое бродяжное население.

5. Марксистская (материалистическая) теория [2]

Представители К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин.

Они объясняют возникновение государственности социально-экономическими причинами. Для развития экономики и соответственно государства имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Это разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления собственности стало выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Власть переходит к богатым людям, которые превращаются в управленцев.

Поэтому государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: