ВВЕДЕНИЕ.
Меняется жизнь - меняется школа. Не мене верно и другое утверждение: чем быстрее меняется школа, тем скорее изменяется жизнь.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783 обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить приоритетную: создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов сегодня вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.
Элективный курс выбирается учащимся самостоятельно и предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию школьника. Работая с элективным курсом, учитель имеет возможность направить усилие на формирование способностей самостоятельной деятельности ученика в изучении материала. При изучении представленного курса могут использоваться такие формы работы как свободная беседа, интерактивная лекция, дискуссия, проектная работа. Данные формы работы позволяют поставить ученика в такую теоретическую и практическую ситуацию, в которой он сам обнаруживает проблему или вопрос, и самостоятельно ее решает.
Сегодня нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, современная школа не должна отказываться от ЗУНов, а считать их приоритетным направлением деятельности - способствовать развитию школьников, учить их решать учебные и жизненные проблемы, учить учиться.
Методическое пособие «Основы правовых знаний» является частью учебно-методического комплекса, в который входят учебная программа элективного курса и электронное учебное пособие для учащихся.
В пособии раскрыты наиболее важные ключевые вопросы каждого урока. В начале каждого занятия даны цели, формы, план и основные моменты, на которые учителю необходимо обратить внимание при изучении той или иной темы. В конце каждого занятия даны вопросы и задания. Весь материал пособия поделен на разделы, которые содержат повторительно-обобщающие уроки. Все повторительно-обобщающие уроки курса разработаны по одной схеме и состоят из двух частей: устное повторение материала и выполнение письменного теста, состоящего их частей А, В, С по подобию ЕГЭ. Данное методическое пособие предлагает учителю использование такие формы занятий, как лекции с элементами беседы, практические занятия с правовыми документами, семинары, проектные работы.
Работа по данному пособию предполагает использование учителем следующих современных педагогических технологий:
ü Технологию критического мышления. Для работы с курсом учителю можно использовать такие методические приемы как разбивка на кластеры, лекция со стопами, прием «написания синквейна».
ü Технологии мультимедиа и Интернет ресурсы – это создание электронных презентаций и работа в системе Интернет.
ü Коллективный способ обучения. Курс предполагает достаточно большое количество практических и семинарских работ в группах постоянного состава.
ü Метод проектов как коллективных, так и индивидуальных.
Пособие имеет автономный характер: его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Это объясняется нашим стремлением максимально облегчить работу преподавателя в поиске дополнительной справочной информации.
СОДЕРЖАНИЕ:
|
Раздел I. Общая характеристика понятия государство | ||
1. | Введение. Понятие и признаки государства. | 7 |
2. | Теории происхождения государства. | 11 |
3. | Социальная сущность и функции государства. | 15 |
4. | Формы государства. Формы правления | 18 |
5. | Формы государства. Формы правления | 22 |
6. | Форма государственного устройства | 24 |
7. | Политический режим и его особенности. | 27 |
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство». | 30 |
Раздел II. Государство Российская Федерация | ||
9. | Конституция Российской Федерации | 34 |
10. | Конституция Российской Федерации | 36 |
11. | Президент Российской Федерации. Изменения в Конституции Российской Федерации 2008 года. | 40 |
12. | Порядок выборов и отрешение от должности президента Российской Федерации. | 44 |
13. | Повторительно-обобщающее занятие: Конституция и Президент Российской Федерации | 49 |
14. | Понятие и типы парламентов. Функции парламентов. | 51 |
15. | Структура парламента Российской Федерации. | 55 |
16. | Статус депутатов Государственной Думы. | 60 |
17. | Федеральный закон и стадии его принятия. | 64 |
18. | Повторительно-обобщающий урок: Парламент Российской Федерации | 68 |
19. | Исполнительная власть в России (исторический экскурс) | 70 |
20. | Правительство Российской Федерации структура процесс формирования. | 73 |
21. | Полномочия правительства в сфере экономики. | 76 |
22. | Полномочия правительства в сфере кредитов, финансов и денежной политике | 79 |
23. | Полномочия правительства в социальной сфере. | 8 |
24. | Полномочия правительства в государственной безопасности. | 82 |
25. | Федеральная служба безопасности Российской Федерации. | 83 |
26. | Судебная власть в Российской Федерации. Конституционный суд | 87 |
27. | Судебная власть в Российской Федерации Высший арбитражный суд | 92 |
28. | Судебная власть в Российской Федерации Суды основной юрисдикции | 95 |
29. | Суд присяжных заседателей | 97 |
30. | Повторительно-обобщающий урок: Правительство и судебная система РФ. | 100 |
Раздел III. Итоговое обобщение по курсу. | ||
31. | «Структура власти Российской Федерации». | 103 |
32. | «Структура власти Российской Федерации». | 103 |
33. | «Структура власти Российской Федерации». | 103 |
34. | Контрольное тестирование по курсу. | 103 |
ЗАНЯТИЕ 1.
ВВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА