Ресоциализация осужденных протекает под воздействием определенных субъектов. К ним относятся в первую очередь: культура, религия, образование. Институты социальной защиты и гражданского общества, трудно влияющими факторами являются семья и работа. Особое внимание заслуживает аспект образования, это обусловлено тем, что несмотря на все многообразие мер исправления осужденных они являются малоэффективными и не отвечают требованиям современного российского общества[6].
Образование в исправительных учреждениях классифицируется на 2 уровня: образование несовершеннолетних и совершеннолетних осужденных. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано получение различных уровней образования осужденными к лишению свободы.
Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 обучающихся. При отсутствии такого количества обучающихся в пенитенциарных учреждениях создается учебно-консультативный пункт.
Организация и ликвидация школ и учебно- консультативных пунктов регулируется Министерством юстиции Российской Федерации по соглашению с Министерством образования и науки РФ.
Содержание образования должно содействовать исправлению осужденных, искоренять асоциальные установки, формировать стремление к искоренению противоправного поведения.
Образовательное учреждение УИС самостоятельно разрабатывает и утверждает по согласованию с исправительным учреждением ежегодные правила приема осужденных.
Основаниями для организации обучающего процесса осужденных к лишению служит: личное заявление осужденного на имя директора образовательного учреждения о согласии получать образование.
К рассмотрению этого заявления могут привлекаться заинтересованные структурные подразделения исправительного учреждения: медицинская часть, воспитательный и оперативный отделы, отдел собственной безопасности и специального учета.[7]
После издания приказа исправительного учреждения о направлении осужденного на обучение издается приказ образовательной организации о приеме обучающегося.
Выпускники таких образовательных учреждений получают документ государственного образца, лица не окончившие образовательный процесс получают справку установленного образца. Образовательные организации вправе досрочно выпускать обучающихся в случае перевода их в другие учреждения или их условно-досрочного освобождения.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очно-заочной, заочной формах, и в форме экстерната.
Образование получается бесплатно в соответствии со всеми государственными образовательными стандартами.
Так же осужденные имеют право на ускоренный курс, если истекает срок наказания.
Все права и обязанности сторон образовательного процесса регламентируются Федеральным законом «Об образовании в РФ» и уставом той образовательной организации, где реализуется образовательный процесс.
Организация очно-заочной формы получения общего образования.
Очно-заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и состоянием здоровья обучающихся по заявлению и согласованию с медицинской службой исправительного учреждения при наличии необходимых условий.
Обучение по очно-заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса.
Количество обучающихся по очно-заочной форме в классе должно быть не менее 15 человек.
Образовательный процесс для классов с очно-заочной формой обучения организован в течение всего учебного года.
Образовательный процесс для классов с очно-заочной формой обучения организуется из расчёта 864 часов в учебном году.
Приорганизацииобразовательногопроцессадляклассовсочно-заочнойформойобучениявтечениевсегоучебногогодаучебныечасы равномернораспределяютсяна4-5учебныхднявнеделюсучетом санитарно-эпидемиологическихправилинормативов,утвержденных постановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской Федерацииот29.12.2010 г.№189«Санитарно-эпидемиологические требованиякусловиямиорганизацииобучениявобщеобразовательных учрежденияхСанПин2.4.2.2821-10».
Порядок,формы,исрокипроведенияпромежуточнойаттестации обучающихсяпоочно-заочнойформеопределяютсяобразовательной организациейсамостоятельно.
Дляорганизацииочно-заочнойформыобучениянеобходимоведение следующейдокументации:
годовойкалендарныйучебныйграфик;
учебныйплан;
рабочиепрограммыпоучебнымпредметам;
классныежурналыучебныхзанятий;
расписаниезанятий;
расписаниеипротоколыэкзаменов.
Всоответствиисост.112УИКРФдлясдачиэкзаменовучащиеся-осужденныеосвобождаютсяотработывсоответствиисзаконодательством РоссийскойФедерацииотруде.Получениеосужденнымиосновногообщего исреднегообщегообразованияпоощряетсяиучитываетсяприопределении степениихисправления.Педагогическиеколлективыобразовательных учрежденийуголовно-исполнительнойсистемыоказываютпомощь администрацииисправительногоучрежденияввоспитательнойработес осужденными.Осужденные,отбывающиепожизненноелишениесвободы,к общемуобразованиюнепривлекаются.
ВнастоящеевремявИУфункционирует315вечерних(сменных) общеобразовательныхшколи521учебно-консультационныйпункт,в которыхобучаются93,3тыс.осужденных.
Чтокасаетсяорганизациизаочнойформыполученияобщего образования,тозаочнаяформаобученияорганизуетсявсоответствиис потребностямиисостояниемздоровьяобучающихсяпозаявлению обучающихсяисогласованиюсмедицинскойслужбойисправительного учрежденияприналичиинеобходимыхусловий.
Обучениепозаочнойформеосуществляетсяприобязательном выполнениифедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовпо всемпредметамучебногопланаконкретногокласса.
Количествообучающихсяпозаочнойформевгруппедолжнобытьне менее9человек.Группаобучающихсяпозаочнойформеможетбыть укомплектованаизобучающихсяразличныхклассоводнойпараллели.
Образовательныйпроцессдлязаочныхгруппможетбытьорганизован:
втечениевсегоучебногогода;
ввидеэкзаменационныхсессий.
Образовательныйпроцессдлязаочнойгруппыорганизуетсяизрасчёта 504часоввучебномгоду.
Приорганизацииобразовательногопроцессадлязаочнойгруппыв течениевсегоучебногогодауказанныеучебныечасыравномерно распределяютсяна2-3учебныхднявнеделюсучетомсанитарно-эпидемиологическихправилинормативов,утвержденныхпостановлением ГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерации
от29декабря2010г.№189«Санитарно-эпидемиологическиетребованияк условиямиорганизацииобучениявобщеобразовательныхучреждениях СанПин2.4.2.2821-10».
Присессионномрежимеорганизацииобучениядлязаочнойгруппы общаяпродолжительностьвсехсессий(очныхзанятий)264академических часавгод.Количествосессий,ихпродолжительность,срокипроведения определяютсяпедагогическимсоветомисогласуютсясадминистрацией,при необходимостисмедицинскойслужбойлечебно-исправительного учреждения.Вовремясессийпроводятсяиндивидуальныеи(или)групповые занятияпоучебнымпредметам,втомчислеконсультациииконтрольные мероприятия,лабораторныеипрактическиеработы.
Ксдачеэкзаменовдопускаютсяобучающиеся,успешновыполнившие предусмотренныепрактические,лабораторные,зачетныеиконтрольные работы.
Вмежсессионныепериодыорганизуютсяиндивидуальныеи(или) групповыезанятияпоучебнымпредметамдляпроведенияконсультацийи контрольныхмероприятий.
Организацияполученияобщегообразованиявформеэкстерната осуществляетсявсоответствииспотребностямиисостояниемздоровья обучающихсяпозаявлениюобучающихсяисогласованиюсмедицинской службойлечебно-исправительногоучрежденияприналичиинеобходимых условий.
Получениеобщегообразованиявформеэкстернатаорганизуетсяна всехтрехступеняхобщегообразования.Порядокреализацииэкстерном праванапользованиебиблиотекой,получениеконсультаций,участиев олимпиадах,конкурсах,практическихилабораторныхзанятиях, определяетсялокальнымиактами.Приорганизацииэкстернатанесет ответственностьзасоблюдениеправовыхактоввобластиобразования.
Дляобучающихся,сочетающихочно-заочную(заочную)форму полученияобщегообразованияиэкстернат,составляетсяиндивидуальный графикпосещениязанятийипрохожденияпромежуточнойаттестациив соответствиисрежимомработыобразовательнойорганизацииипо согласованиюадминистрациейлечебно-исправительногоучреждения.
Приразработкеосновныхнаправленийобразовательногопроцесса, осужденныхпедагог-психологпроводитдиагностикунравственного становленияличностизапрошедшийучебныйгод.
Вобразовательныйпроцессосужденныхклишениюсвободытакже входитвнекласснаяработа,направленнаянаэстетическоеразвитиеличности, сохранениездоровья,подготовкакжизнинасвободе.
Дляосужденных,неимеющихвозможностипосещатьзанятияиесли естьнеобходимостьвопосредованномобщениипедагогаиосужденного организовываетсядистанционнаяформаобучения.Дляреализациитакого родазанятийтребуется:заявленияосужденногоклишениюсвободыи справкаподтверждающаяневозможностьданноголицапосещатьзанятия.
Системадистанционногообразованияспособствуетсозданиюнаиболее мобильнойобразовательнойсредыисодействуетнепрерывному образованиюграждан.
Ответственностьзаорганизациюобразовательногопроцессавданной форменесетответственностьпреподавательскийсоставобразовательной организации[8].
Исправительныеучреждениястановитсяцентрамиадаптации. Педагогическимиколлективамиосуществляетсявоспитательноевоздействие наосужденных.Совместноссотрудникамиисправительныхколонийони проводятиндивидуальнуюработусосужденнымииучаствуютв профилактикеправонарушений.
Образованиеосужденныхнаправленонаихнравственно-правовую социализациюдающиевозможностьвыходяизместлишениясвободыстать законопослушнымигражданами,обладающимизнаниямиумениями навыкаминеобходимымидляполноценнойжизнивсовременномобществе.