Права осужденных к лишению свободы обучающихся в исправительных учреждениях

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих права осужденных, достаточно широк и включает в себя федеральные законы и подзаконные акты. Осужденные признаются законом в качестве субъекта права, пользуются правами и свободами и несут ответственность в равной степени, что и граждане Российской Федерации. За исключением прав, ограниченных в связи с назначением наказания. 

Правовое положение осужденных это совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставленных им прав.

В.Т. Волотовым проведен социальный анализ личности осужденного, который продемонстрировал социальную направленность криминальной личности как феномен пенитенциарной изоляции. Попадая в систему исправительного учреждения осужденный теряет в буквальном смысле свой социальный статус.[9]

А.В.Давыденковсвоихработахобосновывает,чтоопределение различийвэлементахправовогостатусаосужденныхповышаетгарантии соблюденияихправивцеломобеспечиваетдостижениецелиисправления осужденных.[10]

Уголовноенаказаниеодноизсамыхжесткихформгосударственного принужденияивлечетзасобойограничениеопределенныхправисвобод.

Правовойстатусосужденныхклишениюсвободывцелом определяетсядействующимиправоотношениями,возникающимивсфере исполненияуголовногонаказанияввиделишениясвободы,ивыражаетсяв нормах,устанавливающихирегулирующихвзаимоотношенияосужденного игосударства.Законодательнозакреплено,чтоправовойстатусосужденных клишениюсвободыявляетсяпроизводнымотобщегоправовогостатуса личностииобразуетсяпутемограниченияпоследнего.Наегоформирование иизменениерешающеевлияниеоказываеткарательнаяполитика государства,составнойчастьюкоторойявляетсяуголовно-исполнительная политика.Сегодняоднаизосновныхфункцийгосударства–обеспечение гарантийосуществлениягражданамисвоихправ,свободизаконных интересов,а,учитывая,чтолишениесвободыявляетсянаиболеесуровой меройуголовногонаказания,прикоторомзначительноограничиваются правагражданина,проблемаопределенияправовогостатусаосужденныхк лишениюсвободыипутиегореализациитребуютнаучнойразработкиформ иметодовееразрешения.

Федеральнойслужбойисполнениянаказанийнапротяжении длительногопериодавременипроводитсяработапозащитеправизаконных интересовосужденных,обеспечениюихбезопасности,охранеихжизнии здоровья.

Эта работа важна для всех подразделений и служб уголовно – исполнительной системы, только благодаря этому все эти аспекты будут функционировать в нормальном порядке.

Всоответствиесч.11ст.12УИКРФосужденныйприосуществлении своихправнедолженнарушатьпорядокиусловияотбываниянаказания. Соблюдениеправдолжнорассматриватьсянетолькокаквозможность осужденнымреализоватьсвоиправа,ноикаксоблюдениепорядка ограниченияправосужденного.УИКРФпредусматриваетограничениеряда правосужденных,ноприэтомсамстатусосужденногоприсваиваетлицу специальныеправа:психологическаяпомощь,вежливоеотношениесо  стороныперсоналасотрудниковисправительногоучреждения,свидания прогулки.

Длязащитысвоихинтересовосужденныеимеютправаобращатьсяс заявлениямиижалобамикаквРоссийскиетакивмеждународныеорганыпо защитеправизаконныхинтересов.[11]

Механизмустановленияправоограниченийследующий:сам специальныйстатуслица,осужденногоклишениюсвободы,устанавливается судомвобвинительномприговоре,далееправоограниченияопределяются режимомотбываниянаказания.Подегодействиеподпадаюткаквсестороны жизниосужденных,такислужебнаядеятельностьперсоналаучреждений.

Образованиеосужденных–этоособаяветвьобразовательнойсистемы современнойРоссии,котораявходитвконтекстобщихпроблем, характеризующихсостояниеитенденцииразвитиявсейпенитенциарной системыРоссии.

Поступаявобразовательнуюорганизациюосужденныйприобретают статусобучающегосяполучаетдополнительныеправаиобязанностив соответствиисФедеральнымзаконом«ОбобразованиивРоссийской Федерации».

Какивдругихсферахобеспеченияправосужденных, законодательствообихобразованииноситкомплексныйхарактер. Федеральныйзакон«ОбобразованиивРФ»вст.10предусматривает структуруобщегообразования,котораявключаеттакиеегоуровникак начальноеобщееобразование(4класса);основноеобщее(9классов)и среднееобщее(11классов).Помимообщихподходов,Законсодержитгл.11, котораяпредусматриваетособенностиреализацииполученияобразования отдельнымикатегориямиобучающихся,втомчислеособенности организациипредоставленияобразованияосужденнымзакрепленывст.80 Закона.

Указаннаянормаявляетсяновационнойвроссийском законодательстве,посколькудействовавшиеранееобразовательныезаконы несодержалисамостоятельныхстатейореализацииправанаобразование спецконтингентом.АнализнормУИКРФиФедеральногозакона«Об образованиивРФ»позволяетсделатьвывод,чтоприустановлении обязательностиполученияобразованиязаконодательболеестрогоподходит косужденнымнежеликостальнымгражданам.Так,ч.4ст.80Федерального закона«ОбобразованиивРФ»ист.108УИКповышаютвозрастнойценздля полученияобразованиялицами,отбывающимилишениесвободы. Осужденныенедостигшиевозраста30лет,обязательнополучаютначальное общее,основноеобщееисреднееобщееобразованиевобразовательных учреждениях,созданныхвместахлишениясвободы.Некоторыеученые высказываютсомнениевконституционностиизложеннойнормы,утверждая, чтоКонституциейРоссиипровозглашеноправонаобразование,нонет обязанностиегополучения.

Деятельностьпозащитеправиинтересовобучающихся-осужденных возложенанаФСИНРоссии.

Осужденныеполучаяобразованияприобретаютследующиеправаи обязанности:

Получениеобразованиянабюджетнойоснове,основнымисточником финансированияявляетсясредстваместногосамоуправленияи государственныйбюджет.[12]Органыисполнительнойвластиосуществляют финансированиезасчетбюджетасубъектаРоссийскойФедерации.

Обучающиеимеютправанавыборформыобучения,взависимостиот ихтрудовойзанятости,условийотбываниянаказанияисостоянияздоровья. Выборформыобученияосуществляетсяпозаявлениюосужденногои утверждаетсядиректоромобразовательногоучреждения.

Осужденныеимеютправавпроцессеобученияврамкахучебных занятийнасвободумыслиисамовыражения.Такжеобразовательная организацияпредоставляетвозможностьбесплатноепользованиересурсами библиотечногофондашколы.

Привступлениивобразовательныйпроцессиприобретаястатус обучающихсяосужденныеимеютправа:

- развитиесвоихтворческихспособностейиинтересов,включая участиевконкурсах,олимпиадах,выставках,смотрах,физкультурныхи спортивныхмероприятияхидругихмассовыхмероприятиях;

- опубликованиесвоихработвизданияхобразовательного учреждениянабесплатнойоснове;

- поощрениезауспехивучебной,физкультурной,спортивной, общественной,научной,научно-технической,творческой, экспериментальнойиинновационнойдеятельности;

- совмещениеполученияобразованиясработойбезущербадля освоенияобразовательнойпрограммы,выполненияиндивидуального учебногоплана;

- обращениевкомиссиюпоурегулированиюспоровмежду участникамиобразовательныхотношений,втомчислеповопросамо наличииилиоботсутствииконфликтаинтересовпедагогическогоработника ииныеправа,предусмотренныеФедеральнымзаконом«Обобразованиив РФ»,иныминормативнымиправовымиактами,локальныминормативными актами.

Наряду с правами осужденные обладают рядом обязанностей:

- выполнять устав, правила внутреннего распорядка, локальных нормативных актов образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

- выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами учебных дисциплин;

- соблюдать правила охраны труда, производственной санитарии и гигиены, пожарной безопасности в соответствии с правилами и инструкциями;

- бережно относиться к имуществу образовательной организации;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации и иные обязанности обучающихся, не предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).[13]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: