Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих права осужденных, достаточно широк и включает в себя федеральные законы и подзаконные акты. Осужденные признаются законом в качестве субъекта права, пользуются правами и свободами и несут ответственность в равной степени, что и граждане Российской Федерации. За исключением прав, ограниченных в связи с назначением наказания.
Правовое положение осужденных это совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставленных им прав.
В.Т. Волотовым проведен социальный анализ личности осужденного, который продемонстрировал социальную направленность криминальной личности как феномен пенитенциарной изоляции. Попадая в систему исправительного учреждения осужденный теряет в буквальном смысле свой социальный статус.[9]
А.В.Давыденковсвоихработахобосновывает,чтоопределение различийвэлементахправовогостатусаосужденныхповышаетгарантии соблюденияихправивцеломобеспечиваетдостижениецелиисправления осужденных.[10]
|
|
Уголовноенаказаниеодноизсамыхжесткихформгосударственного принужденияивлечетзасобойограничениеопределенныхправисвобод.
Правовойстатусосужденныхклишениюсвободывцелом определяетсядействующимиправоотношениями,возникающимивсфере исполненияуголовногонаказанияввиделишениясвободы,ивыражаетсяв нормах,устанавливающихирегулирующихвзаимоотношенияосужденного игосударства.Законодательнозакреплено,чтоправовойстатусосужденных клишениюсвободыявляетсяпроизводнымотобщегоправовогостатуса личностииобразуетсяпутемограниченияпоследнего.Наегоформирование иизменениерешающеевлияниеоказываеткарательнаяполитика государства,составнойчастьюкоторойявляетсяуголовно-исполнительная политика.Сегодняоднаизосновныхфункцийгосударства–обеспечение гарантийосуществлениягражданамисвоихправ,свободизаконных интересов,а,учитывая,чтолишениесвободыявляетсянаиболеесуровой меройуголовногонаказания,прикоторомзначительноограничиваются правагражданина,проблемаопределенияправовогостатусаосужденныхк лишениюсвободыипутиегореализациитребуютнаучнойразработкиформ иметодовееразрешения.
Федеральнойслужбойисполнениянаказанийнапротяжении длительногопериодавременипроводитсяработапозащитеправизаконных интересовосужденных,обеспечениюихбезопасности,охранеихжизнии здоровья.
Эта работа важна для всех подразделений и служб уголовно – исполнительной системы, только благодаря этому все эти аспекты будут функционировать в нормальном порядке.
Всоответствиесч.11ст.12УИКРФосужденныйприосуществлении своихправнедолженнарушатьпорядокиусловияотбываниянаказания. Соблюдениеправдолжнорассматриватьсянетолькокаквозможность осужденнымреализоватьсвоиправа,ноикаксоблюдениепорядка ограниченияправосужденного.УИКРФпредусматриваетограничениеряда правосужденных,ноприэтомсамстатусосужденногоприсваиваетлицу специальныеправа:психологическаяпомощь,вежливоеотношениесо стороныперсоналасотрудниковисправительногоучреждения,свидания прогулки.
|
|
Длязащитысвоихинтересовосужденныеимеютправаобращатьсяс заявлениямиижалобамикаквРоссийскиетакивмеждународныеорганыпо защитеправизаконныхинтересов.[11]
Механизмустановленияправоограниченийследующий:сам специальныйстатуслица,осужденногоклишениюсвободы,устанавливается судомвобвинительномприговоре,далееправоограниченияопределяются режимомотбываниянаказания.Подегодействиеподпадаюткаквсестороны жизниосужденных,такислужебнаядеятельностьперсоналаучреждений.
Образованиеосужденных–этоособаяветвьобразовательнойсистемы современнойРоссии,котораявходитвконтекстобщихпроблем, характеризующихсостояниеитенденцииразвитиявсейпенитенциарной системыРоссии.
Поступаявобразовательнуюорганизациюосужденныйприобретают статусобучающегосяполучаетдополнительныеправаиобязанностив соответствиисФедеральнымзаконом«ОбобразованиивРоссийской Федерации».
Какивдругихсферахобеспеченияправосужденных, законодательствообихобразованииноситкомплексныйхарактер. Федеральныйзакон«ОбобразованиивРФ»вст.10предусматривает структуруобщегообразования,котораявключаеттакиеегоуровникак начальноеобщееобразование(4класса);основноеобщее(9классов)и среднееобщее(11классов).Помимообщихподходов,Законсодержитгл.11, котораяпредусматриваетособенностиреализацииполученияобразования отдельнымикатегориямиобучающихся,втомчислеособенности организациипредоставленияобразованияосужденнымзакрепленывст.80 Закона.
Указаннаянормаявляетсяновационнойвроссийском законодательстве,посколькудействовавшиеранееобразовательныезаконы несодержалисамостоятельныхстатейореализацииправанаобразование спецконтингентом.АнализнормУИКРФиФедеральногозакона«Об образованиивРФ»позволяетсделатьвывод,чтоприустановлении обязательностиполученияобразованиязаконодательболеестрогоподходит косужденнымнежеликостальнымгражданам.Так,ч.4ст.80Федерального закона«ОбобразованиивРФ»ист.108УИКповышаютвозрастнойценздля полученияобразованиялицами,отбывающимилишениесвободы. Осужденныенедостигшиевозраста30лет,обязательнополучаютначальное общее,основноеобщееисреднееобщееобразованиевобразовательных учреждениях,созданныхвместахлишениясвободы.Некоторыеученые высказываютсомнениевконституционностиизложеннойнормы,утверждая, чтоКонституциейРоссиипровозглашеноправонаобразование,нонет обязанностиегополучения.
Деятельностьпозащитеправиинтересовобучающихся-осужденных возложенанаФСИНРоссии.
Осужденныеполучаяобразованияприобретаютследующиеправаи обязанности:
Получениеобразованиянабюджетнойоснове,основнымисточником финансированияявляетсясредстваместногосамоуправленияи государственныйбюджет.[12]Органыисполнительнойвластиосуществляют финансированиезасчетбюджетасубъектаРоссийскойФедерации.
Обучающиеимеютправанавыборформыобучения,взависимостиот ихтрудовойзанятости,условийотбываниянаказанияисостоянияздоровья. Выборформыобученияосуществляетсяпозаявлениюосужденногои утверждаетсядиректоромобразовательногоучреждения.
Осужденныеимеютправавпроцессеобученияврамкахучебных занятийнасвободумыслиисамовыражения.Такжеобразовательная организацияпредоставляетвозможностьбесплатноепользованиересурсами библиотечногофондашколы.
|
|
Привступлениивобразовательныйпроцессиприобретаястатус обучающихсяосужденныеимеютправа:
- развитиесвоихтворческихспособностейиинтересов,включая участиевконкурсах,олимпиадах,выставках,смотрах,физкультурныхи спортивныхмероприятияхидругихмассовыхмероприятиях;
- опубликованиесвоихработвизданияхобразовательного учреждениянабесплатнойоснове;
- поощрениезауспехивучебной,физкультурной,спортивной, общественной,научной,научно-технической,творческой, экспериментальнойиинновационнойдеятельности;
- совмещениеполученияобразованиясработойбезущербадля освоенияобразовательнойпрограммы,выполненияиндивидуального учебногоплана;
- обращениевкомиссиюпоурегулированиюспоровмежду участникамиобразовательныхотношений,втомчислеповопросамо наличииилиоботсутствииконфликтаинтересовпедагогическогоработника ииныеправа,предусмотренныеФедеральнымзаконом«Обобразованиив РФ»,иныминормативнымиправовымиактами,локальныминормативными актами.
Наряду с правами осужденные обладают рядом обязанностей:
- выполнять устав, правила внутреннего распорядка, локальных нормативных актов образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами учебных дисциплин;
- соблюдать правила охраны труда, производственной санитарии и гигиены, пожарной безопасности в соответствии с правилами и инструкциями;
- бережно относиться к имуществу образовательной организации;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации и иные обязанности обучающихся, не предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).[13]