Проблемы получения образования и профессии в исправительных учреждениях

 

 

Проведя исследования стоит обратиться к судебной практики, анализ которой дает следующие результаты.

Так Томский областной суд рассмотрел иск осужденного к Министерству юстиции Российской Федерации о возмещении морального вреда связанного с отказом ему в получении профессионального образования по конкретной специальности. Из справки исправительного учреждения следует, что в первую очередь формирование учебных групп происходит из числа осужденных планируемых к освобождению по окончанию срока и к условно – досрочному освобождению. Осужденный – истец достиг возраста старше тридцати лет, имеет среднее общее образование и профессиональное образование по специальности. По условиям его содержания вывод его в кабинеты запрещен. Осужденный нарушает установленный режим. Суд принял решение о том, что истец не попадает в категорию лиц подлежащих обязательному обучению.

     Осужденный, отбывающий наказание в ФБУ ИК-7 и находящийся в строгих условиях отбывания наказания (далее – СУОН), обратился в Сегежский городской суд по Республике Коми (далее – РК), с заявлением на действия администрации, которая чинит препятствия при получении полного среднего образования - обязать администрацию восстановить его право на образование.

Свои требования мотивировал тем, что директор общеобразовательной школы не провел контрольные работы за первое полугодие, в связи с чем истец не был аттестован. Также администрацией не создано для спецконтингента условий для заочного образования.

В ходе рассмотрения судом установлено, что условия для получения осужденными к лишению свободы образования (любого уровня) администрацией созданы, а обучение истца было прервано по его личной инициативе.

Истец за нарушение режима отбывания наказания был переведен в помещение камерного типа на 2 месяца. После перевода в ПКТ осужденный прекратил выполнять домашние задания, к администрации учреждения по вопросу создания ему необходимых условий для обучения (предоставления учебников, заданий, письменных принадлежностей и др.) не обращался. В связи с тем, что истец не был аттестован по итогам первого полугодия и впоследствии не приступил к занятиям, приказом директора школы он был отчислен по основаниям невыполнения индивидуального плана обучения.

Решением Сегежского городского суда по РК от 06.03.2019 в удовлетворении заявления отказано.

К. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области) об обеспечении права на получение общего среднего образования, квалифицированной медицинской помощи, права на хранение и ношение личных вещей.

В обоснование заявленных требований указал, что отбывает наказание по приговору суда в виде лишения свободы у ответчика, содержится в отряде строгих условий отбывания. Ввиду нарушения ответчиком действующего законодательства он не может реализовать свое право на получение среднего общего образования, квалифицированной медицинской помощи. До 28 апреля 2012 года проходил обучение в школе колонии, после чего его обучение было незаконно ответчиком прекращено. Администрация колонии не оказывает ему должной медицинской помощи, несмотря на наличие у него заболевания. Кроме того, он не может носить свои личные вещи, которые были изъяты у него при поступлении в колонию.

В ходе рассмотрения дела требования увеличил, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда за нарушение права на получение образования в размере 12 000 рублей, за нарушение права на получение медицинской помощи - в размере 11 000 рублей.

Впредварительномсудебномзаседанииисковыетребования поддержал,настаивалнаихудовлетворении.Пояснил,что11ноября2019 года,поприбытиювколонию,унегонеобоснованнобылиизъятыцветные футболки,спортивнаякурткаиспортивныештаны.До28апреля2019года онполучалобразованиевколонии,послепомещенияего28апреля2019года встрогиеусловияотбываниянаказанияполучениеобразованияим ответчикомнеорганизовано.Надлежащаямедицинскаяпомощьнебыла оказана,посколькуполагал,чтодлялечениязаболеваниятребовалось направлениееговстационар.

Всилунахожденияистцавместахлишениясвободыделорассмотрено вегоотсутствие и было принято справедливое решение, которое послужило для создания нового действия со стороны судьи и сферы судопроизводства, опираясь на нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда.

Судпостановилвышеуказанноерешение,котороевподанной апелляционнойжалобеК.проситотменить.Вобоснованиедоводовжалобыо незаконностирешениясудауказал,чтосуд,разрешаяеготребованияо возложенииобязанностинаответчикаобеспечитьправонамедицинскую помощьивзысканиисМинфинаРФденежнойкомпенсацииморального вреда,неправильноизложилегопозицию,атакжеобосновалсвоивыводы непровереннымиинедостовернымидоказательствами.Впредварительном судебномзаседаниионпояснял,что,отбываянаказаниевФКУИК-7,онне получаетквалифицированнуюмедицинскуюпомощь,впериодс11.11.2019 годаипонастоящеевремяонниразунеполучаллеченияввиде антибактериальныхпрепаратов,витаминныхпрепаратов,протирания спиртовымирастворами.Судобязанбылболеетщательноисследовать представленныеответчикомдоказательства,привлечькучастиювделеврача <...>Ж.нетолькодлядачипояснений,ноидляегомедицинского освидетельствования,назначивпроведениенезависимыхэкспертиз.Судне оказалсодействиявистребованиидополнительныхдокументов,хотяв ходатайствеонпросилистребоватьуответчиказаказыналекарственные препараты,необходимыедляеголечения.

Суд рассмотрел все доказательства и показания, основываясь на нормативно – правовых актах, регулирующие отношения между сотрудниками уголовно – исполнительной системы и осужденными отбывающие лишение свободы на данном этапе этого взаимодействия между ними, а также возможности изоляции их от общества путем лишения свободы.

Проверивзаконностьиобоснованностьрешениясуда,заслушавШ., представителяМинистерствафинансовРоссийскойФедерации, возражавшуюпротивдоводовапелляционнойжалобыисчитавшую законнымрешениесуда,обсудивдоводыапелляционнойжалобыи возраженийотносительнонее,судебнаяколлегияприходиткследующему– решениеИсакогорскогорайонногосудагородаАрхангельскаот09декабря 2013годаоставитьбезизменения,апелляционнуюжалобуК.–без удовлетворения.[14]

ЗаявительКурмаевО.И.обратилсявсудсвышеуказаннымзаявлением, ссылаясьнато,чтоонотбываетнаказаниепоприговорусудавФКУИК-8 УФСИНРоссиипоЗабайкальскомукраю.Всентябре2019г.онподал заявлениевПУ№316приФКУИК-8,вкоторомпросилвключитьегов группудляобучения,ноначальникИК-8отказалемувэтом,новтоже времязаверил,чтовянваре2012г.онбудетвключенвгруппудляобучения объяснив,чтообучениебудетдистанционнымиучебноепособиеемубудут приноситьвотряд.ВслучаеобучениявПУ№316сянваря2019доконца своегосрокаотбытиянаказанияонуспевалполучитьтолькопрофессию «машинистапаровыхкотлов»,анепрофессию«электрика»,какпланировал ранее.Однаковянваре2019г.вприемевПУемувновьбылоотказанов связистем,чтовпрофессиональномучилищеприИК-8существуеттолько очнаяформаобучения,авыводитьегоназанятиянепредставляется возможным,посколькуоннаходитсянастрогихусловияхсодержания. ПроситпризнатьдействияначальникаИК-8незаконными,учесть,что начальникИК-8пользуясьслужебнымположением,игнорируявозложенные нанегост.108УИКРФобязательства,нарушилегоправонаобразование.

ПредставительФКУИК-8УФСИНРоссиипоЗабайкальскомукраю ФИО3.,осуществляющийсвоиполномочиянаоснованиидоверенности, требованиязаявителянепризнал,вудовлетворениизаявленныхтребований Курмаевупросилотказать,судупояснил,чтоосужденныйКурмаевО.И.,на моментподачизаявленияозачисленииеговПУ№316приИК-8прив сентябре2019г.отбывалнаказаниевотряде№3сострогимиусловиями отбываниянаказания.,чтовсилуп.14 Правилвнутреннегораспорядка исправительныхучреждений»препятствовалоеговыводуназанятия.Кроме того,намоментподачизаявленияосужденнымКурмаевымО.И.учебные группыповсемспециальностямвПУ№316былисформированы.Срок обученияпоспециальности«машинистпаровыхкотлов»сучетом проведенияпроведениявыпускныхквалификационныхэкзаменовподанной специальностипревышаетнеотбытыйсрокнаказанияпоприговору, назначенногоКурмаеву,таккакэкзаменыпроводятсявиюле,а освобождаетсяКурмаеввиюне2019г.Программаобученияпо специальности«машинистпаровыхкотлов»предусматриваетзанятияв классахтеоретическогоипрактическогообучения,производственную практикусвозможностьюизученияспециальногопроизводственного оборудования,установленногонарабочихобъектах,вданномслучаев котельнойучреждения,однакообеспечитьвыполнениеучебногопроцессав отношенииКурмаеваО.И.невозможно,посколькуэтопротиворечит требованиямп.40Правилвнутреннегораспорядкаисправительных учреждений,согласнокоторымпередвижениеосужденных,отбывающих наказаниевстрогихусловиях,запределамизапираемыхпомещений, осуществляетсятольковприсутствиипредставителейадминистрации,при любомвыводеданнойкатегорииосужденныхзапределыизолированного участказапираемыхпомещенийимнеобходимообеспечитьстрогую изоляциюотосновноймассыосужденныхиотсутствиелюбогоконтактас другимиосужденными.

Часть 1 ст. 108 УИК РФ конкретизирует гарантированное Конституцией РФ (ст. 43) и ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 5) право каждого на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования. За осужденными в полном объеме сохраняется данное право, но вместе с тем на них возлагается специальная обязанность получить начальное профессиональное образование или пройти профессиональную подготовку для получения профессии, по которой они смогли бы работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Часть 12 ст. 50 ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает, чтобы администрация исправительных учреждений и органы государственной власти субъектов РФ создавали условия для получения начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. Реализуя данное требование, ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к задачам учреждений и органов, исполняющих наказания, относит и осуществление их профессионального образования и профессионального обучения.

В ФБУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю создан и действует филиал № 3 федерального бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России ПУ № 316.

Судом установлено, что осужденный Курмаев О.И. постановлением начальника исправительной колонии № 8 от 5 августа 2019 г. в соответствии со ст.116 УИК РФ признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания и согласно выписке из протокола № 33 от 19.08.2019г. заседания комиссии администрации ИК -8, переведен из обычных в строгие условия содержания с 30 августа 2019г.

Анализ исследованных материалов позволяет суду сделать вывод о том, что заявленные Курмаевым О.И. требования о признании незаконными действий начальника ИК-8 об отказе в зачислении в филиал ПУ № 316 удовлетворению не подлежат.[15]

Во всех вышеперечисленных случаях осужденным было отказано в удовлетворении иска. Администрации исправительных учреждений продемонстрировала полную подготовленность к образовательному процессу.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование можно сделать следующие выводы, что от обязательного получения образования освобождаются лица, достигшие тридцатилетнего возраста. Такой порядок установлен для того что бы образование не содержало в себе излишнего принуждения. Право таких осужденных получить образование по желание приобретает статус законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и от конкретных условий. Педагоги образовательных учреждений получают отказы от руководство исправительных учреждений по выводу осужденных к лишению свободы старше 30 лет на экзамены. Уровень образования лиц осужденных к лишению свободы очень низкий, встречаются случаю когда директора образовательных организаций отчисляют учеников по причине достижения возраста 30 лет, в связи с этим есть необходимость внести в ст. 9 УИК РФ изменения и поднять возраст обязательного получения образования осужденных до 35 лет. Поскольку образование является одним из основных средств исправления, администрации следует всячески поощрять их стремление к учебе. Это дает значительный воспитательный эффект так как влечет за собой изменение статуса осужденного и служит серьезным стимулом при формировании положительного отношения к учебе. Очень важно для более продуктивного воспитательного процесса осужденных, что бы образовательный процесс являлся непрерывным на всем периоде отбывания наказания. Если осужденные попадают в изолятор или теряют возможность посещать учебные занятие необходимо разработать программу самообразования осужденных, выраженную в его самостоятельной работе с учебниками и выполнением домашнего задания. Высокая ценность образования в исправительных учреждениях послужит стимулом для соблюдения правил внутреннего распорядка при условии, если до образовательного процесса будут допускаться только осужденные, беспрекословно выполняющие требования правил внутреннего распорядка.

Анализ судебной практики показывает, что 60% осужденных не удовлетворены процессом обучения. Связано это с небрежным отношением осужденных к реализовываемому ими праву на получения образования. А так же гораздо шире понимают данное право.

Для формирования у осужденных положительного отношения к образовательному процессу необходимо определить их ценностные ориентиры и умение формировать цели и задачи определенной дисциплины. Изучить психологические особенности студента-осужденного. Достичь необходимого результата ресоциализации возможно при помощи реализации следующих задач: расширение культурного пространства, вовлечение в совместную деятельность, участие в мероприятиях в рамках образовательного процесса. Далее необходимо повысить количество практических заданий. Основной проблемой, нарушающей образовательный процесс в исправительных учреждениях – это отсутствие методической и предметной литературы.

Знание, умения и навыки получаемые осужденными в местах лишения свободы должны помогать им ориентироваться в свободной жизни. В приоритет должна ставится семья, получение профессии и здоровье. Непосредственный контакт с преподавательским коллективом и учебные занятия в тренинговой форме сформируют интерес к образовательному процессу. Только при двусторонней заинтересованности образовательный процесс может быть эффективным.

Для реализации поставленных задач целесообразно установить порядок мер поощрения в ст. 113 УИК РФ основной мерой поощрения при добросовестном отношении к обучении и активном участии в воспитательной работе установить получение длительного свидания.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: