Правовое регулирование обучения осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Организация общего образования и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях

 

Выполнил:

Студент 2 курса 1 группы

Иванов Иван Иванович

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры управления

и административно-правовых дисциплин

юридического факультета

Бирюкова Эвелина Робертовна

 

Дата защиты: ____________________

Оценка: _________________________

  (прописью)

________________________________

(подпись научного руководителя)

 

Владимир

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………… 3   1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ….…………………………...……….6 1.1 Правовое регулирование обучения осужденных к лишению свободы………………………………………………………….……………….….6 1.2 Организация обучения лиц находящихся в исправительных    учреждениях……………………………………………………………………..….8 2. ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………..……...16 2.1 Права осужденных к лишению свободы обучающихся в исправительных учреждениях ………………………………………….……. 16 2.2 Проблемы получения образования и профессии в исправительных учреждениях……………….…………………………….……………………..… 22   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……...…... 28   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..…………….. 30   ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...… 35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования  заключается в том, что по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен факт роста рецидивной преступности, что ставит под сомнение эффективность системы исправления наказаний в Российской Федерации, а правильно выстроенный образовательный процесс является основным средством ресоциализации осужденных.

В Российской Федерации обязательным требованием к каждому гражданину является наличие среднего (полного) общего образования. Лица осужденные к лишению свободы, по тем или иным причинам, в возрасте не достигшем совершеннолетия не имеют требуемого образования.

В связи с этим в структуре Федерльной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН) Министерством образования и науки РФ создаются специальные образовательные центры действующие на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»[1], Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[2], а так же соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Главным управлением ФСИН России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) до 2020 года целью которой является повышение эффективности работы исправительной системы и снижения числа рецидивной преступности. Одной из задач по достижению данной цели является организация образовательного процесса в новых условиях отбывания наказаний. Но ничего конкретного в концепции касающегося образования осужденных не сказано. По итогам на 2016 год со всеми изменениями вносимыми в концепцию развития УИС профессиональное образование осужденных переведено в ведомство ФСИН России и большая часть учреждений осуществляющих профессиональную подготовку осужденных к лишению свободы ликвидированы и осужденные лишены возможности получать профессиональную подготовку непосредственно в исправительных учреждениях, а получение специальности дистанционно является по прежнему затруднительным в связи с отсутствием материального и технического оснащения исправительных учреждений.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют
316 вечерних общеобразовательных школы и 547 учебно-консультационных пунктов, 306 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений. В составе УИС действуют 7 учреждений высшего образования
с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 29 учебных центров территориальных органов, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.

Степень научной разработанности являются труды следующих ученых: Е.М. Данилина, В.Л. Полозюк, Е.Ю. Леоновой Т.А. Яковлева, Н.Т. Чахалян, В.Т. Волотова, А.В. Давыденко, А.И. Дроздова, В.А. Дроздова, В.А. Борченко, Д.Э. Марченко, Л.А. Гаманенко, В.И. Кузнецова, Е.В. Китровой.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов получения образования осужденными, анализ правоприменительной практики и выработке на этой основе предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть особенности современного образования в исправительных учреждениях;

проанализировать деятельность образовательных организаций предоставляющий осужденным к лишению свободы возможность получения образования.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере обучения осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.

Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие сферу обучения осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях а так же правоприменительная практика.

Методы исследования являются как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, так и частнонаучные методы – сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов судебной практики.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, что позволяет в полной мере раскрыть выбранную тему исследования.

 


 





ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Правовое регулирование обучения осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях

 

 

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.[3] предоставляет каждому человеку право на образование (ст. 43). В отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В данном случае Конституция выступает правовой основой получения осужденными к лишению свободы образования.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации УИС обязана обеспечить общее образование осужденных. В исправительных учреждениях (далее – ИУ) создаются необходимые условия для получения осужденными основного общего и среднего общего образования (ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (далее – УИК РФ)).
С этой целью в ИУ организуются вечерние (сменные) школы (далее – школы) или учебно-консультационные пункты (далее – УКП).

Порядок организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования регулируется совместным приказом Министерства юстиции и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы.[4]

В соответствии со ст. 110 УИК РФ в системе исполнения наказаний осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. К процессу воспитания относится так же процесс обучения, а именно в программу исправления осужденных входит в соответствии со ст. 112 УИК РФ получения ими общего образования.

На основании п. 4 ст. 80 Федерального закона № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» лица, не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях УИС, обязательно. Лица, достигшие тридцатилетнего возраста, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Получение общего образования осужденных к лишению свободы полностью урегулировано на законодательном уровне, но осужденные к лишению свободы лишены возможности получать среднее профессиональное и высшее образование. Это является затруднительным в материальном обеспечении. А заочная форма не дает в полной мере осваивать специальность. Как отмечает В.Л. Полозюк в настоящее время в некоторых исправительных учреждениях появилась практика дистанционного обучения с помощью спутниковой связи.[5] Это безусловно шаг вперед в развитии образования в пенитенциарной системе.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ образование осужденных к лишению свободы является основным средством исправлении и имеет достаточно большое практическое значение в исправлении осужденных к лишению свободы. Формированию у них положительных потребностей и интересов.

В статье 16 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регулируется порядок организации образовательных учреждений для осужденных к лишению свободы и система выплаты заработной платы сотрудников такого образовательного учреждения.

Деятельность образовательной организации строится в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении.

Все перечисленные выше положения обязывают сотрудников образовательных учреждений соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания.

Администрацией исправительного учреждения создаются все условия для получения желающими профессионального образования.

Осужденные к пожизненному лишению свободу к образовательному процессу не допускаются. Для них разработана система самообразования.

В большинстве исправительных учреждений Российской Федерации созданы условия для получения общего образования осужденными к лишению свободы.

Таким образом реализовываются все гарантии получения образования осужденными к лишению свободы без каких – либо ограничений и препятствий.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: