Изучить теоретический материал, составить конспект

Дата проведения: 18.03 2020

Курс: 2

Тема программы: Раздел IV. Сознание

Тема урока: Урок 33 Общественные нормы, идеалы, сознание индивида, язык.

Изучить теоретический материал, составить конспект

1. Понятие ценностей.

 Важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное.

2. Г. Лотце о ценностях.

 "Ценность" как философская категория вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

 

3. На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология.

Ее становление связывается с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение». Задача философии - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с той целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

 

4. Современные Российские исследования теории ценностей Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что они есть искусственный интеллект. Однако это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта. Компьютеры созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек - исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

5. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента: 1) содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

 

6. Виды ценностей.

 Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей. В книге "Философия" под редакцией В. И. Кириллова выделены такие их группы: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности: по субъекту: субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл.

 

7. Ценностные ориентации.

 Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. "Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером"

Понятие об идеалах.

 У человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций, одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (личностные идеалы, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости и т.п.). Идеал - это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. "Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления"

 

 9. Вопрос о сознании как о субстанции одним из первых в философии поставил Платон: - материальный мир изменчив и не может рассматриваться как первооснова;

- вечными, постоянными и истинными являются только чистые идеи (эйдосы);

- вещь является материальным отображением первоначальных идей.

В средние века понимание сознания как субстанции (отождествляемой с богом) было тесно связано с религиозным мировоззрением, разделившим бытие на земное (грешное) и божественное (идеальное). С эпохи Возрождения началась традиция антропоцентрического метода в решении целого ряда вопросов, в том числе и проблемы сознания, которую стали воспринимать, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Развитие наук в XIX-XX вв. позволило более широко и глубоко исследовать проблему сознания, в чем учащиеся уже могли убедиться самостоятельно, готовясь к диспуту. Одновременно развитие науки еще более активизировало дискуссию по этой теме.

 

 

Концепции сознания

На данный момент в качестве основных концепций сознания выделяют

 

 

Концепция Представители Подход к проблеме
Объективный идеализм - Платон - Августин, Фома Аквинский - Г. Гегель - сознание – первичная субстанция; оно возникла до и независимо от человека; - рассмотрение сознания в отрыве от природы и личности
Субъективный идеализм (солипсизм) - Дж. Беркли, Д.Юм - Э. Мах, Р.Авенариус - сознание индивида – единственная достоверная реальность; - материальный мир – порождение человеческого сознания; форма человеческого опыта; - солипсизм (крайняя степень) предполагает, что реально существует только человек и его сознание (“Весь мир – комплекс моих ощущений” Дж.Беркли)
Умеренный материализм - Демокрит - Л.Фейербах - К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин - сознание – способность высокоорганизованной материи отражать саму себя; - материалистическая теория отражения; - сознание, мысль реальны, но представляют собой не объективную реальность, а нечто идеальное, субъективное
Крайний материалисти-ческий подход (вульгарный материализм, физикализм) - К. Фогт - Я. Молешотт - Л. Бюхнер - сознания как самостоятельной субстанции не существует; - сознание – порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук (“Мысли – это особый вид тонкой материи. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли” К.Фогт)
Дуализм - Р. Декарт - одновременное существование двух равноправных субстанций – духовной и материальной

Структура сознания

Также дискуссионным является вопрос о структуре сознания. Предлагаются следующие варианты структурирования сознания:

 

I вариант - подсознание - познавательная сфера - эмоциональная сфера - ценностно-волевая сфера - сверхсознание
II вариант - бессознательный уровень - эмоционально-чувственный уровень - рациональный уровень
III вариант - уровень психики (рефлекторная реакция и эмоционально-чувственное реагирование) - уровень понятийного мышления

Выполните задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: