ВО второй половине ХIX В

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание понятий: земство, конституция, либерализм, модернизация, реформа, контрреформа.

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1853-1856 гг. – Крымская (Восточная) война

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864 г. – судебная, земская, школьная реформы

1870 г. – городская реформа

1874 г. – введение всесословной воинской повинности

1877-1878 гг. – русско-турецкая война

1881-1894 гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

                                Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-360. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Сафронова Ю.А. «Высочайшая милость» вне «надлежащего порядка» в первые годы правления императора Александра II. // Российская история. – 2016. - №1. С. 10-18

4. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116

5. Заичкин И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго. – М.: Мысль, 1994.

6. Шестопалов А.П. Николай Алексеевич Милютин // Вопросы истории. – 2004. – №12.

7. Захарова Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории?//Отечественная история. – 2005. – №4.

8. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в.// Отечественная история. –2008. – №5.

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 331-368. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Христофоров И.А. Между рынком и утопией: либеральные экономисты и начало эпохи Великих реформ. // Российская история. – 2015. - №3. С. 106-116.

4. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. – С. 248-254.

5. Шестопалов А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг.// Вопросы истории. – 2005. – №4.

6. Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. II. От окончания Смуты до Февральской революции / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2011. – С. 300 – 305 (5.5. Крымская война и первые реформы). – http://hist1.narod.ru/Science/Russia/RH/1.htm.

7. Персидская, Н.Ю. Отмена крепостного права в России и Германии (сравнительная характеристика) / Н.Ю. Персидская // Социально-политические науки. – 2011. – № 1. – С. 25–28. – http://elibrary.ru/item.asp?id=16528560.

8. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

9. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Проследите подготовку крестьянской реформы. Какой государственный орган первоначально готовил проект отмены крепостного права? Почему в 1858 г. для этой работы был создан Главный комитет по крестьянскому делу? С какой целью тогда же были созданы губернские комитеты? Назовите основные варианты отмены крепостного права, поступившие от дворян различных губерний. Какой из них лег в основу «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»? Объясните, чем именно данный проект был выгоден государству и дворянству? Особое влияние на выбор модели реформы оказала необходимость для государства преодолеть финансовый кризис, вызванный Крымской войной.

Разберите основные положения крестьянской реформы:

1) предоставление крестьянам личной свободы (условия предоставления

свободы, наделение гражданскими правами, сохранение общины);

2) наделение крестьян землёй (надел и его размеры, уставная грамота);

3) выкупная операция (размеры выкупных платежей, порядок выплаты).

Что благодаря крестьянской реформе получили помещики, государство и крестьяне (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)? Почему многие специалисты считают модель реформы неудачной?

Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Экштут, С.А. Россия перед голгофой. Эпоха великих реформ. – М., 2010.

3. Павлов Д.Ю. «Суд скорый, милостивый и равный для всех». К 150-летию судебной реформы в России// Российская история. 2015. - №5. – С. 203-205.

4. Морозова, Е.Н. Земская реформа: замыслы и результаты / Е.Н. Морозова// Запад-Россия-Восток в исторической науке XXI века: В 2 ч. / Под общ. ред. Ю.В. Варфоломеева и Л.Н. Черновой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч. 1. – С. 199–207. – http://www.sgu.ru/ files/nodes/61133/SRV1.pdf.

5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

6. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение// Вопросы истории. – 1998. – № 8.

 

Методические советы

 

Охарактеризуйте основные реформы 1860-х – 1870-х гг., которые нередко определяют как «политические». Как они связаны с крестьянской реформой 1861 г.?

Назовите причины введения местного самоуправления. В интересах какого сословия были введены земства? Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какое сословие играло в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства? Почему они учреждались только в европейской части России (т.е. в 34 из примерно 50 губерний)?

Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и

какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки.

Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго

(началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли за годы правления императора Александра II успешно модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы?

Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.?

Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования?

Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер?

         

Литература к четвертому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 370-383. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

3. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

4. Лебедева, Е. Император Александр III / Е. Лебедева // Родина. – 2006. –№ 1. – С. 126 –128.

5. Записка М.Н. Каткова Александру Третьему// Источник. – 1994. – № 5.

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

  

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? Расскажите о политической биографии К. Победоносцева. Перечислите основные положения идеологии контрреформ. Подумайте над особенностями контрреформ. По каким направлениям и почему развивалось контрреформаторское движение? Каковы основные результаты этого движения?

Видеоматериалы

1 Великие реформы императора Александра II –https://www.youtube.com/watch?v=yJfgJ5bnvSs

2 Александр II – https://www.youtube.com/watch?v=r-SE50N1OV0

3 Русские цари. Александр II Николаевич - https://www.youtube.com/watch?v= UycDHymn46A

4 Александр III - https://www.youtube.com/watch?v=Smmvwq2stWw

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: