При проведении зачета учитывается уровень знаний обучающегося при ответах на вопросы, умение обучающегося применять теоретические знания на практике и по выполнению обучающимся заданий текущего контроля.
1. Биологическая химия. Предмет биохимии. Значение биохимии для биологии, медицины, промышленности, сельского хозяйства.
2. Химический состав живых организмов.
3. Биологическая роль белков.
4. Аминокислотный состав белков. Биологическая роль аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты
5. Структура белковой молекулы. Связи, стабилизирующие структуру молекулы белка. Доказательства полипептидной теории строения белка. Тонкое строение полипептидной цепи.
6. Физико-химические свойства белков: молекулярная масса, форма молекул. Фибриллярные и глобулярные белки. Номенклатура и классификация белков.
7. Заряд белковой молекулы. Изоэлектрическая точка белков.
8. Методы выделения белков из растворов. Высаливание и денатурация. Факторы, вызывающие высаливание и денатурацию.
9. Химический состав нуклеиновых кислот. Биологическое значение нуклеиновых кислот и их локализация в клетке.
10. Нуклеотиды. Нуклеозиды. Связывание нуклеотидов друг с другом.
11. Первичная, вторичная и третичная структура ДНК. Правило Чаргаффа. Палиндромы. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика.
12. Структура т-РНК.
13. Структура м-РНК.
14. Ферменты – биологические катализаторы. Номенклатура и классификация ферментов. Отличия ферментного катализа от неорганического.
15. Химическая структура ферментов (холофермент, апофермент, кофакторы, коферменты). Каталитический, субстратный и активный центр ферментов. Свойства активного центра. Аллостерический центр.
16. Изоферменты. Значение изоферментов для диагностики заболеваний.
17. Механизм действия ферментов. Понятие об энергии активации.
18. Кинетика ферментативных реакций. Уравнение Михаэлиса-Ментен.
19. Свойства ферментов: термолабильность и зависимость активности от рН среды.
20. Специфичность ферментов. Абсолютная групповая, относительная групповая. Стереоспецифичность.
21. Необратимое и обратимое ингибирование активности ферментов. Конкурентное и неконкурентное ингибирование.
22. Проферменты (зимогены). Активаторы ферментов. Роль ионов металлов в процессе активирования ферментов.
23. Витамины. Их биологическая роль. Классификация. Антивитамины. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Витамеры.
24. Витамины групп – А, Д, Е и К. строение, авитаминоз, биологическая роль.
25. Витамины - В1, В2, В3, В5, В6, Н, В12, Вс, С. Строение, авитаминоз, биологическая роль.
26. Общая характеристика обмена веществ и энергии в организме. Функции метаболизма. Характеристика анаболизма и катаболизма.
27. Макроэргические соединения. АТФ. Строение, биологическая роль. Стандартная свободная энергия гидролиза АТФ.
28. Биологическое окисление. Классификация процессов биологического окисления и их локализация в клетке.
29. Окисление, сопряженное с фосфорилированием на уровне электроно-транспортной цепи. Организация и функционирование дыхательной цепи.
30. Механизм транспорта электронов и образования АТФ в дыхательной цепи (хемоосмотическая теория Митчелла).
31. Свободное окисление. Биологическая роль микросомального окисления.
32. Биологическая роль углеводов. Распад олиго- и полисахаридов, переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте.
33. Анаэобный распад углеводов. Гликолиз. Последовательность реакций. Локализация в клетке. Биологическая роль. Регуляция.
34. Аэробный распад углеводов в организме. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цикл трикарбоновых кислот.
35. Биологический смысл аэробного расщепления глюкозы. Расчет АТФ при полном окислении глюкозы.
36. Пентозофосфатный путь окисления углеводов и его значение. Взаимосвязь с гликолизом.
37. Глюконеогенез.
38. Классификация липидов. Простые и сложные. Фосфолипиды. Общая характеристика и биологическая роль липидов.
39. Липолиз. Распад жиров в процессе переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте.
40. Окисление жирных кислот в тканях. Последовательность реакций. Окисление в клетке. Баланс энергии.
41. Биосинтез ненасыщенных кислот. Последовательность реакций. Образование малонил–КоА. Синтез триацилглицеридов.
42. Расщепление белков в процессе пищеварения. Гниение белков.
43. Биосинтез белков и его основные эпапы (активирование аминокислот; инициация; элонгация и Терминация трансляции. Постсинтетическая модификация белка).
44. Пути превращения аминокислот в тканях: дезаминирование, трансаминирование, декарбоксилирование. Использование безазотистых остатков аминокислот в тканях.
45. Пути обезвреживания аммиака в тканях. Синтез мочевины.
46. Распад нуклеиновых кислот в тканях. Распад пуриновых и пиримидиновых оснований.
Критерии и шкала оценивания экзамена:
| Критерий | Количество баллов |
| Ответ на вопрос практически отсутствует. Студентом изложены отдельные знания из разных тем, отсутствуют причинно-следственные связи. Речь неграмотная, химическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа. | 0-10 |
| Ответ на вопрос складывается из разрозненных знаний. Студентом допущены существенные ошибки. Изложение материала нелогичное, фрагментарное, отсутствуют причинно-следственные связи, доказательность и конкретизация. Речь неграмотная, химическая терминология практически не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа. | 11-20 |
| Дал недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Нарушены логичность и последовательность изложения материала. Допущены ошибки в употреблении терминов, определении понятий, законов. Студент не способен самостоятельно выделить причинно-следственные связи. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | 21-30 |
| Дал относительно полный ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, иногда определять причинно-следственные связи. Ответ изложен достаточно последовательно, грамотным языком с использованием современной химической терминологии. Могут быть допущены заметные недочеты или неточности, частично исправленные студентом с помощью преподавателя или не исправленные. | 31-40 |
| Дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи. Ответ имеет четкую структуру, изложен грамотным языком с использованием современной химической терминологии. Могут быть допущены 2-3 недочета или неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя. | 41-50 |
| Дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен грамотным, научным языком с использованием современной химической терминологии. Изложено решение задачи. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. | 51-64 |






