1. Божественная («бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон);
2. Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях);
3. Естественная теория предполагает, что человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и организацию. На этот счет существует 5 интересных концепций, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд:
а) инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация;
б) сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины;
|
|
в) кратическая концепция опирается на то, что сила и ум, присущие людям распределены среди них неравномерно. Соединясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Нормы, сохраняющиеся и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации;
г) гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами и изучает половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития;
|
|
д) семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди потрясающе уязвимы – и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, которое возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая обозначения и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют общество.
Типы обществ
Существует множество способов классификации обществ.
I. Согласно К.Марксу, тип общества определяется и контролируется экономическими ресурсами, которыми оно владеет. В связи с этим различают первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
II. Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты:
1) Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь).
2) Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; усложняется система родственных связей.
3) Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использование плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли; система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат).
4) Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совершенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; огромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая система государственного управления.
III. немецкийсоциолог Ф. Тённисом ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними:
IV. американский социолог Дэниел Белл выделял 3 типа общества: доиндустриальное, характеризующееся развитым сельским хозяйством; индустриальное - + развитая промышленность и в1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое обладает следующими характеристиками:
1) широкие торговые отношения между странами;
2) большой излишек товаров;
3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;
4) широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку;
5) «информационный взрыв»;
6) «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Наиболее важные черты постиндустриального общества – это «информационный взрыв» и «глобальная деревня».
Глобальное общество
Повышение значимости и постоянное развитие информационных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств общения во всем мире.
|
|
Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их экономической и культурной экспансией. Немецкий социолог ИммануилВаллерштайн доказывает, что в 1750 - 1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. Капиталистическая мир-экономика обладает следующими отличительными характеристиками:
1. В ней идет непрерывное накопление капитала.
2. Реализуется осевое разделение труда, обуславливающее растущую социальную напряженность между ядром (государства – пионеры индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция), полупериферией (государства Юга Европы, страны Средиземноморья) и периферией (Восточная Европа).
Государства (ядра) организовали торговлю так, что основная прибыль с периферии и полупериферии, направлялась в центр, что подтверждает эксплуатацию ядром.
Критикуя теорию К. Маркса, Валлерштайн доказывает невозможность мощного индустриального развития европейских стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями. К середине ХХ в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь окраинный, периферийный мир оказался экономически привязанным к центру, и экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя: оно достижимо не для всех и только за счет других – считает И.Валлерштайн.
Глобализация
Под «глобализацией» понимается процесс нарастающего влияния различных факторов общемирового характера – экономических, информационных, политических на социальную действительность в различных странах.
|
|
Исследователи выделяют три основных направления глобальных изменений: экономические, технологические, политико-идеологические.
В мировой экономике глобализация репрезентируется перемещением товара, капитала, информации, идей. Наиболее продвинутая сфера глобализации в экономике – финансовая сфера.
Глобальный характер в политике связан с появлением на мировой арене таких нетрадиционных участников как транс-национальных корпораций, неправительственных организаций, движений – экологических, феминистских.
Технологическая революция связана с Интернетом, формированием сетевого общества.
Глобальные проблемы современности – проблемы, от решения которых зависит существование и развитие цивилизации. Эти проблемы выстраивают в следующем порядке:
- сохранение мира;
- обеспечение ограничения вооружений;
- охрана окружающей среды;
- демографические проблемы;
- обеспечением сырьем и энергией;
- использование ресурсов Мирового Океана;
- освоение космического пространства;
- устранение голода и болезней.