Организация энергохозяйства

В процессе производства продукции предприятие использует различные виды энергии и топлива на технологические и двигательные цели, отопление, освещение вентиляционные и санитарно-бытовые нужды.

В состав энергохозяйства могут входить: теплоэнергостанция, компрессорные, насосные станции, энергосеть и др. подразделения;

Основными задачами организации энергохозяйства являются:

— бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии;

— рациональная эксплуатация энергооборудования, его обслуживание и ремонт;

— экономия топливно-энергетических ресурсов.

Наиболее актуальной проблемой на современном этапе является обеспечение предприятий всеми видами необходимой энергии — газом, электричеством и др. в соответствии с их потребностями. Объемы поставляемых энергоресурсов сокращаются. Отсюда возникает необходимость экономного их использования, уменьшения потребности в энергоресурсах. Этого можно достичь, в первую очередь за счет разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования.

Немаловажную роль играет и уменьшение прямых потерь в энергосетях, вторичное использование энергоресурсов.

Важным направлением организационных мероприятий является: 1)внедрение технического нормирования энергопотребления; 2) установка контрольно-измерительных приборов для точного учета первичного расхода энергоресурсов. Широкое применение контрольно-измерительной аппаратуры, что способствует установлению более обоснованных норм расхода энергоресурсов, правильному учету экономии или перерасхода по участку, месту ответственности. За что можно штрафовать или премировать.

Энергетический учет должен быть не только точным, но и оперативным.

Фактические данные о расходе энергии различных видов, получаемые первичным учетом используются: во-первых, для составления отчетных энергетических балансов по энергии в абсолютных величинах; во-вторых, для определения фактических удельных показателей расхода энергии; в-третьих, для расчета технико-экономических показателей энергетического хозяйства предприятия.

К числу основных технико-экономических показателей, характеризующих работу энергетического хозяйства относятся:1) себестоимость единицы энергоресурса; 2) доля затрат на энергию в себестоимости продукции; 3) расход энергии на единицу продукции; 4) размер вторичного использования энергоресурсов; 5) энерговооруженность труда (количество энергии, приходящее на одного работника); 6) коэффициенты мощности и спроса, характеризующие степень использования и качество эксплуатации электрооборудования.

 

Лекция 13. Организация транспортного хозяйства (ТХ)

Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств

Задачи для самостоятельного решения

Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедицион­ные операции являются основными функциями транспортного хозяйства.

Основной задачей ТХ завода является бес­перебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспорт­ных операций.

Применяемые на заводах транспортные средства классифи­цируются следующим образом:

по способу действия — прерывные и непрерывные;

по видам транспорта — рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

по назначению — внешние, межцеховые и внутрицеховые;

по направлению перемещения грузов — горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники); горизонтально-вертикаль­ные (кранбалки, автопогрузчики); наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры).

Структура ТХ завода зависит от харак­тера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); сос­тава цехов; типа и масштаба производства.

Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств

Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и последующей организации их работы необходимо определить грузооборот завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период (год, квартал, месяц, сутки, смену).

Грузовой поток — это количество грузов, перемещаемых в оп­ределенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузооборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таб­лицы указывают пункты, наименование и количество груза.

Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, ко­торая дает наглядную картину грузооборота и грузовых потоков и служит основой для расчета количества транспортных средств по соответствующим маршрутам. Схемы маршрутов мо­гут быть различными.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть

- односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую — без груза,

- двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях,

- и веерными- одно-или двухсторонними.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с рав­номерно нарастающим и уменьшающимся грузом.

Выбор транспортных средств и расчет их потребного количест­ва осуществляется на основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов на предприятии. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: