Разработка стратегической проблемы
Формулировка принципиального решения
Определение стратегических ориентиров
Формулировка концепции поведения на рынке
Разработка ключевых организационных принципов
Определение основных направлений стратегических изменений
Подведение предварительных итогов
Разработка стратегической проблемы
Стратегия — понятие многогранное. Под ней понимают и план действий, и концепцию бизнеса, и принципы поведения. Основатели ССП Дэвид Нортон и Роберт Каплан определили стратегию, как набор гипотез о причинах и следствиях. Это очень полезное инструментальное определение позволяет изобразить стратегию в виде карты, на которой стратегические цели разных уровней соединены причинно-следственными связями.
Такой взгляд позволяет «спустить» стратегию с академических высот и сделать ее рабочим инструментом «обычных» менеджеров. Однако провести это преобразование — превратить стратегию в понятную всем карту целей — не так-то просто. Прежде чем приступить к разработке такой карты, необходимо сформулировать: в чем, собственно, состоит ваша стратегия.
|
|
Основываясь на личном опыте подобной работы, мы выделяем четыре составляющие формулы, полностью выражающей все основные аспекты стратегии:
1. стратегические ориентиры (миссия, ценности, видение) — почему мы этим занимаемся, к чему стремимся;
2. стратегическое позиционирование (рыночная концепция) — что нужно предпринять на рынке;
3. организационная концепция — что нужно изменить в компании;
4. базовая стратегическая направленность — как мы будем добиваться намеченного.
Если у фирмы есть четкие представления по каждому из этих пунктов, можно уверенно сказать, что она определила свою стратегию. Если же фирма затрудняется с ответом, то никакие многостраничные планы и аналитические материалы не смогут помочь делу — у фирмы нет стратегии.