1. Место и роль эксперимента в сервисной работе. Недопустимость механического переноса методик естественнонаучных экспериментов в практику сервисных услуг.
2. Классификация экспериментов, проводимых в сервисной сфере.
3. Основные требования к организации эксперимента и его процедуре в области сервисной работы. Главные этапы в постановке эксперимента. Контрольные и экспериментальные группы. Влияние условий на проведение эксперимента. Виды переменных в эксперименте, их измерение и контроль. Ошибки при проведении эксперимента. Средства измерения в эксперименте. Анализ результатов эксперимента. Проверка обоснованности выводов.
Необходимость в проведении (использовании) эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо:
1. не может возникнуть при обычном ходе событий;
2. неопределенно долго пришлось бы её ожидать.
Существует несколько подходов к определению понятия «эксперимент».
Эксперимент (experimentлат. – проба, опыт):
|
|
– научно обоснованный опыт;
– метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется изучаемое явление, ищется новый способ решения поставленной задачи, проблемы;
– строго направленная и контролируемая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития личности, управления системой.
Обобщив все перечисленные определения понятия «эксперимент», В.И. Загвязинский даёт следующую трактовку данного метода исследования:
Эксперимент – последовательный метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность её изменять, варьировать её условия, сделав возможным и доступным изучение явлений и процессов через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления [В.И. Загвязинский, с. 108].
Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их.
Эксперимент – комплексный метод исследования. Из определений мы видим, что он предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемые явления и процессы с целью его изучения с заранее запланированными параметрами и условиями.
Следовательно, в эксперименте в совокупности используются наблюдения, беседы, опросы и др.
Таким образом, сила эксперимента в том, что он даёт возможность создавать новый опыт в точно определённых условиях.
Задачи эксперимента:
1. установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определёнными условиями и полученной эффективностью в решении поставленных задач;
|
|
2. сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов воздействия или условий с последующим выбором из них оптимального по какому-либо критерию (результативности, оптимального времени, необходимых усилий и средств и т.д.);
3. обнаружение причинных закономерных связей между явлениями и их представлениями не только в качественной, но и в количественной форме.
Наиболее важными условиями эффективности эксперимента являются:
1. тщательный предварительный теоретический анализ явления (процесса), его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;
2. конкретизация гипотезы с точки зрения её новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;
3. чёткое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты явления, средства и пр.;
4. корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учётом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;
5. умение организовывать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования. Это предупреждает прожектерство (несбыточность) и односторонность практических рекомендаций, затруднения в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться лишь сообщением о средствах и методах, результатах их применения, а вскрыть возможные затруднения в ходе экспериментальных воздействий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;
6. доказательство доступных сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.
Некоторые авторы отмечают еще условия, помогающие избежать ошибок в эксперименте:
1. В программу заложить резервное время: в случае неудачи есть время исправить недостаток. (Если речь идет о школьном эксперименте, то это означает, что изучение результатов экспериментов нужно проводить не в конце учебного года, а до конца IIIчетверти).
2. Использование имитационного моделирования (особенно, когда шансы на успех неясны).
3. Помнить, что объектом эксперимента в сервисной работе является человек (ребёнок, взрослый). Ошибки, допущенные в таком эксперименте, трудно поправимы.
Цель всякого эксперимента – создание нового, а поэтому любая экспериментальная работа предполагает творчество. Вот почему важно помнить механизмы творческой деятельности, лежащие в основе творчества:
· модификационный – предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию, видоизменение какой-то известной методики, приёма, т.е. того, что имеет аналог или прототип; сюда же можно отнести воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено массовой практикой, забыто;
· комбинаторный – предполагает новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не использовались (нужно иметь в виду, что интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, иначе говоря – новую технологию);
· радикальный – предполагает рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих доселе ни аналогов, ни прототипов.
Экспериментальное исследование – это один из методов сервисной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.
Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций. Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.
|
|
Достоинства метода в возможности:
1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;
2) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;
3) количественно изменять условия эксперимента;
4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.
Недостатки экспериментального метода включают:
1) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;
2) аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно проводится в искусственных условиях, в связи с чем, выявленные в ходе эксперимента особенности и закономерности протекания социально-психических процессов, имеющие часто абстрактный характер, не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;
3) осложняющая роль воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.
Виды экспериментов:
1) по форме проведения:
а) натуральный эксперимент – заключается в действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;
б) мысленный эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;
2) по условиям проведения:
а) полевой эксперимент – организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента. Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;
б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей. Действия испытуемых определяются инструкцией. Испытуемые знают, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента могут не понимать. Преимущества: возможность многократного проведения эксперимента с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатки: искусственность условий проведения исследований.
|
|
К особым видам экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.
В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.
Аппаратные средства предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу. В настоящее время аппаратурные методики используются для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса.
Структура экспериментального исследования состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи или определение темы.
Любое исследование начинается с определения темы (она ограничивает то, что будем исследовать). Исследование проводится в трех случаях:
1- проверка гипотезы о существовании явления;
2- проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;
3- проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Первичная постановка проблемы заключается в постановке гипотезы. Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.
Психологическую гипотезу часто путают со статистической, которая выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента.
2. Этап работы с научной литературой – теоретический обзор. Создается первоначальная база. Теоретический обзор обязательно связан с темой исследования. (В курсовой работе – цель – показать, насколько знакомы с литературой на выбранную тему). Включает в себя: поиск определений базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования.
3. Этап уточнения гипотезы и определения переменных. Определение экспериментальной гипотезы.
4. Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента (отвечает на вопрос – «как организовать исследование?»):
1- Позволяет управлять независимой переменной. Независимая переменная — в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.
2- Позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.
5. Планирование экспериментального исследования:
1- Выделение дополнительных переменных.
2- Выбор экспериментального плана.
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом.