Лекционное занятие 4 «Кейс-стади метод в образовательном процессе»
Вопросы:
1. Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура
2. Организация работы учащихся с кейсом
3. Развивающий потенциал кейс-стади метода
Литература:
1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Интернет ресурс: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (дата обращения 15.03.2020)
2. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. и др. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций. – Тюмень, 2014
3. Большаков А.С. Кейс-технологии в образовательных процессах: учебное пособие / Большаков А. С., Пилявский В. П., Тахтаева Р. Ш. — Санкт-Петербург, 2016. — 158 с.
4. Мирза М.И. умпирович М.В. Кейс-метод как современная технология профессиональноориентировнаного обучения студентов// European science review. - №4. – 2014г.
Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура
Кейс-стади (case-study) метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций; это последовательное, поэтапное моделирование решения по ситуации, которая отражает одну или комплекс проблем. Отличительная особенность метода кейс-стади – создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни.
|
|
По мнению ученых В.А. Козырева и И.Ф. Радионовой под методом кейсов понимается «изучение дисциплины/предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в определенной профессиональной деятельности».
Кейс (конкретная ситуация) – описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности, в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. Материалами для их создания являются реальные.
Базовые источники кейсов:
· общественная жизнь;
· образование;
· наука.
В соответствии с этими источниками можно выделить три типа кейсов:
1) практические кейсы;
2) обучающие кейсы;
3) научно-исследовательские кейсы.
Вторичные источники формирования кейсов:
1) художественная и публицистическая литература;
2) местный материал;
3) статистические материалы, социально-экономические и демографические характеристики и т.п.;
4) научные статьи, монографии, научные отчеты и т.п.;
5) ресурсы Интернета;
6) «видеоклипы» из учебных и художественных фильмов и др.
Важной особенностью метода кейс - стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.
|
|
Как видно из таблицы, разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод.
Форма кейса:
1. Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т. п.
2. Кейс-изложение содержит рассказ о каких-либо ситуациях, явлениях, проблемах, путях их решения, основные выводы по теме.
3. Кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используется для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
4. Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить (обычно расчетное или иное) задание по теме.
Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста; обсуждение кейса построено на основе этих вопросов.
Как правило, кейс включает в себя:
• Вспомогательная информация, которая будет необходима для ориентирования в ситуации;
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
• Комментарий ситуации, представленный автором
• Вопросы или задания для работы с кейсом.
• Приложения
2. Организация работы с кейсом
Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Предлагаю вашему вниманию максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.
Этапы организации занятия:
1. Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст кейса может быть роздан учащимся/студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим учебным материалом.
2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
|
|
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
Ниже в таблице подходы к проведению кейс-стади метода различаются по уровню инициативности и активности преподавателя и обучающихся при работе над проблемой, по инициативе преподавателя и обучающихся при подготовке материалов кейса, по уровню ответственности преподавателя и обучающихся при выборе итогового решения.
Типы кейсов (Гарвардская школа) | Создание проблемной ситуации | Подготовка кейса | Содержание кейса | Выбор создание итогового решения |
Обучающий кейс(Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме | Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся. |
Аналитическийкейс(Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса |
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация | Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) | Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости | Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. | Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией |
Исследовательский кейс (Case-study method). Study- исследование | Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) | Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют | Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс |
При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.
|
|
Стоит особо заметить, что в методических разработках Гарвардского университета рекомендуется начинать практиковать кейс-метод с обучающих кейсов, когда преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения (которые и составляют содержание кейса), задает вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, сам с собой дискутирует при оценке, разборе предложенных решений, сам выбирает и обосновывает итоговое решение. Обучающиеся могут высказать свои точки зрения и попытаться их обосновать. Такая деятельность преподавателя демонстрирует обучающимся технологию работы с разными идеями, точками зрения, с разными решениями и пути, способы выбора и обоснования итогового решения.
В конкретной реализации работа с обучающим кейсом может выглядеть так: учитель информатики задает практическую проблему, для решения которой необходимо уметь упорядочивать массивы информации (пример описан в части 1). Учитель рассказывает о трех самых известных способах упорядочивания информационных массивов и просит подумать о том, какой из способов наиболее подойдет для решения поставленной задачи. Учитель выслушивает мнения детей и начинает формировать итоговое решение, объясняя при этом разные критерии оценки эффективности предложенных вариантов, применяя эти критерии и подводя к нужному, наиболее эффективному способу упорядочивания.
После проведения 5-6 занятий в режиме обучающего кейса, можно перейти к работе в режиме аналитического кейса. В режиме данного подхода преподаватель по-прежнему сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения, ставит вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, но выбрать итоговый вариант решения и обосновать его должны обучающиеся. Для этого они могут работать с подготовленным кейсом, в котором уже есть несколько готовых вариантов и дополнительные информационные источники.
Технология работы с кейсом, как правило, содержит несколько раундов.
1 раунд – от ситуации к задаче. Осознание и формулировка поисковой задачи на основе интерпретации ситуации.
2 раунд – поиск альтернатив, поиск вариантов решения проблемы. Как правило, на данном этапе прибегают к мозговому штурму.
3 раунд – выбор приемлемых решений. Анализ положительных и отрицательных последствий предложенных вариантов решения. Определение области допустимых решений.
4 раунд – составление программы деятельности. Определяются конкретные реальные шаги с учетом первоначальных целей и интересов субъектов ситуации.
Обучение кейсовым методом (В.А. Козырев, И.Ф. Радионова)
Фаза работы | Действия преподавателя | Действия студента |
До занятия | 1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия | 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Индивидуально готовится к занятию |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решений |
После занятия | 1.Оценивает работу студентов. 2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы | 1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме |