Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура

Лекционное занятие 4 «Кейс-стади метод в образовательном процессе»

Вопросы:

1. Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура

2. Организация работы учащихся с кейсом

3. Развивающий потенциал кейс-стади метода

Литература:

1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Интернет ресурс: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (дата обращения 15.03.2020)

2. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. и др. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций. – Тюмень, 2014

3. Большаков А.С. Кейс-технологии в образовательных процессах: учебное пособие / Большаков А. С., Пилявский В. П., Тахтаева Р. Ш. — Санкт-Петербург, 2016. — 158 с.

4.  Мирза М.И. умпирович М.В. Кейс-метод как современная технология профессиональноориентировнаного обучения студентов// European science review. - №4. – 2014г.

Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура

Кейс-стади (case-study) метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций; это последовательное, поэтапное моделирование решения по ситуации, которая отражает одну или комплекс проблем. Отличительная особенность метода кейс-стади – создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни.

По мнению ученых В.А. Козырева и И.Ф. Радионовой под методом кейсов понимается «изучение дисциплины/предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в определенной профессиональной деятельности».

Кейс (конкретная ситуация) – описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности, в словах, циф­рах и образах, в которых надо предложить варианты дей­ствий. Материалами для их создания являются реальные.

Базовые источники кейсов:

· общественная жизнь;

· образование;

· наука.

В соответствии с этими источниками можно выделить три типа кейсов:

1) практические кейсы;

2) обучающие кейсы;

3) научно-исследовательские кейсы.

    Вторичные источники формирования кейсов:

1) художественная и публицистическая литература;

2) местный материал;

3) статистические материалы, социально-экономические и демографические характеристики и т.п.;

4) научные статьи, монографии, научные отчеты и т.п.;

5) ресурсы Интернета;

6) «видеоклипы» из учебных и художественных фильмов и др.

Важной особенностью метода кейс - стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом. 

 

 

 

 

Как видно из таблицы, разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод.

Форма кейса:

1. Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т. п.

2. Кейс-изложение содержит рассказ о каких-либо ситуациях, явлениях, проблемах, путях их решения, основные выводы по теме.

3. Кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используется для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

4. Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить (обычно расчетное или иное) задание по теме.

Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста; обсуждение кейса построено на основе этих вопросов.

Как правило, кейс включает в себя:

Вспомогательная информация, которая будет необходима для ориентирования в ситуации;

Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

• Комментарий ситуации, представленный автором

Вопросы или задания для работы с кейсом.

• Приложения

2. Организация работы с кейсом

Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Предлагаю вашему вниманию максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: 

Текст кейса может быть роздан учащимся/студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим учебным материалом.

2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.

Ниже  в таблице подходы к проведению кейс-стади метода различаются по уровню инициативности и активности преподавателя и обучающихся при работе над проблемой, по инициативе преподавателя и обучающихся при подготовке материалов кейса, по уровню ответственности преподавателя и обучающихся при выборе итогового решения.

Типы кейсов (Гарвардская школа) Создание проблемной ситуации Подготовка кейса Содержание кейса Выбор создание итогового решения
Обучающий кейс(Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный Преподаватель задает, определяет проблему Педагог готовит кейс   Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.
Аналитическийкейс(Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный Преподаватель задает, определяет проблему Педагог готовит кейс   Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости   Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией
Исследовательский кейс (Case-study method). Study- исследование Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют     Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме   Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Стоит особо заметить, что в методических разработках Гарвардского университета рекомендуется начинать практиковать кейс-метод с обучающих кейсов, когда преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения (которые и составляют содержание кейса), задает вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, сам с собой дискутирует при оценке, разборе предложенных решений, сам выбирает и обосновывает итоговое решение. Обучающиеся могут высказать свои точки зрения и попытаться их обосновать. Такая деятельность преподавателя демонстрирует обучающимся технологию работы с разными идеями, точками зрения, с разными решениями и пути, способы выбора и обоснования итогового решения.

В конкретной реализации работа с обучающим кейсом может выглядеть так: учитель информатики задает практическую проблему, для решения которой необходимо уметь упорядочивать массивы информации (пример описан в части 1). Учитель рассказывает о трех самых известных способах упорядочивания информационных массивов и просит подумать о том, какой из способов наиболее подойдет для решения поставленной задачи. Учитель выслушивает мнения детей и начинает формировать итоговое решение, объясняя при этом разные критерии оценки эффективности предложенных вариантов, применяя эти критерии и подводя к нужному, наиболее эффективному способу упорядочивания.

После проведения 5-6 занятий в режиме обучающего кейса, можно перейти к работе в режиме аналитического кейса. В режиме данного подхода преподаватель по-прежнему сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения, ставит вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, но выбрать итоговый вариант решения и обосновать его должны обучающиеся. Для этого они могут работать с подготовленным кейсом, в котором уже есть несколько готовых вариантов и дополнительные информационные источники.

Технология работы с кейсом, как правило, содержит несколько раундов.

1 раунд – от ситуации к задаче. Осознание и формулировка поисковой задачи на основе интерпретации ситуации.

2 раунд – поиск альтернатив, поиск вариантов решения проблемы. Как правило, на данном этапе прибегают к мозговому штурму.

3 раунд – выбор приемлемых решений. Анализ положительных и отрицательных последствий предложенных вариантов решения. Определение области допустимых решений.

4 раунд – составление программы деятельности. Определяются конкретные реальные шаги с учетом первоначальных целей и интересов субъектов ситуации.

 

  Обучение кейсовым методом (В.А. Козырев, И.Ф. Радионова)

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решений
После занятия 1.Оценивает работу студентов. 2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow