Задание
Записать и разобрать материал лекции «Развитие технических навыков»
Опираясь на полученные знания, составить фрагмент конспекта занятия по освоению технических навыков игры гаммы D-dur и арпеджио.
Задание должно быть выполнено и отправлено до 25 марта 2020г. сообщением вконтакте. Выполненное позже задание не засчитывается!
Развитие технических навыков (гаммы и арпеджио)
«Мы знаем, что для совершенного художественного исполнения прежде всего необходим тщательно отлаженный двигательный аппарат, действующий со всей возможной свободой и естественностью (имея в виду так называемые основные движения)», – утверждал К.Флеш, выдающийся скрипач и педагог.
Систематическое и планомерное развитие технических навыков учащихся является одной из главных задач обучения исполнительскому мастерству на любом музыкальном инструменте. Современная русская педагогика рассматривает гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения. Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах, ни даже в этюдах.
|
|
Техника: совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. (Толковый словарь русского языка) Слово “техника” происходит от греческого слова techne, которое означает искусство, мастерство”
Техника игры – утверждала прославленная французская пианистка М.Лонг – это “искусство аппликатурно удобного прикосновения к клавишам, искусство педализации, это знание основных правил фразировки, владение широкой палитрой средств выразительности…Техника – наука игры на фортепиано”
Приемы и методы развития технических навыков
Основная цель технического развития – обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
Принципы развития технических навыков для создания наиболее благоприятных условий выражения содержания музыкального произведения таковы:
• гибкость и пластичность аппарата;
• связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах;
• целесообразность и экономия движений;
• управляемость техническим процессом;
• звуковой результат.
Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально- звукового представления с техническим приёмом, необходимо развивать перечисленные принципы, совершенствуя их на протяжении всего периода обучения.
|
|
Развитие технических навыков на начальном этапе обучения
Фундаментом развития техники пианиста является контакт с клавиатурой. Иначе говоря, это умение направить вес руки в клавишу, умение пользоваться весом свободной руки.
Воспитанию основного игрового ощущения – ощущения опоры на клавиатуру – посвящены первоначальные упражнения non legato: “Капельки”, “Зайчики”, “По бревнышкам”, “Радуга”, “Парашютисты”, “Восход и закат солнца”, исполняемые только одним пальцем каждой руки (сначала 3-м, позже 2-м, и наконец, 4-м). Постепенно в игру включаются чередующиеся 2, 3, 4-й пальцы, а позже – 1-й и 5-й.
Упражнения на освобождение пианистического аппарата.
Прежде чем приступить к развитию технических навыков обучающегося, необходимо организовать его посадку за инструментом и подготовить пианистический аппарат к работе, добиваясь свободы.
Рассмотрим упражнения, которые помогут держать руки и плечи свободными.
Упражнения:
1.«Опора». Упражнение для освобождения руки. Похлопайте ладонью по крышке фортепиано в разных местах с разной степенью силы то ладонью, то тыльной ее стороной. Упражнение помогает почувствовать опору на ладонь и активизирует мышцы плечевой кости (плеча).
2.«Вкручиваю-выкручиваю». Движение имитирует ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. (Эти движения используются при игре арпеджио, трелей).
3. «Мышеловка». Свободно «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь, как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».
4. «Иди ко мне». Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 1го) по 2 раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах. Упражнение выполняется без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.
5. «До свидания». Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, как машут при прощании.
6. «Одуванчик». Упражнения на укрепление разгибателей. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте», их (как будто кто-то на них подул и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях, как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.
7. «Колечко». Упражнение на развитие свободы 1-го пальца. Круговые движения 1го пальца. 1п должен работать легко, без натяжения, мышцы между 1п и 2м пальцами должны остаться мягкими. Палец в суставе не сгибается и кисть не напрягается.
8.«Колобок». Упражнение для ощущения подвижности 1-го пальца «катайте» воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к 1п, как бы прощупывая их.
Гимнастические упражнения
Начинающему пианисту полезны и специальные гимнастические упражнения (в своей работе я использую систему упражнений А.Шмидт- Шкловской), которые помогают почувствовать гибкость и ловкость своего тела, правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность игровых движений. Гимнастика является также и хорошим отдыхом среди урока для маленького ученика, внимание которого неустойчиво и недостаточно длительно: 5-тиминутные игры с мячом, дыхательная гимнастика, упражнения на освобождение рук, ног, плеч, свободные повороты головы помогут с большей эффективностью продолжить урок.
Игровые приёмы и гимнастические упражнения начального этапа обучения освобождают двигательный аппарат, создают взаимодействие его крупных и мелких участков, что в дальнейшем приводит к гармоничному развитию пианистической техники. Заниматься подготовительными упражнениями необходимо после освоения основных штрихов (non legato, staccato, legatо). Подготовительные упражнения помогут подготовить первый палец, кистевые движения, предплечье для дальнейшего технического развития.
|
|
Для достижения поставленных задач можно использовать подготовительные упражнения в сборнике С.Барсуковой «Волшебные клавиши».