Развитие технических навыков на начальном этапе обучения

Задание

Записать и разобрать материал лекции «Развитие технических навыков»

Опираясь на полученные знания, составить фрагмент конспекта занятия по освоению технических навыков игры гаммы D-dur и арпеджио.

Задание должно быть выполнено и отправлено до 25 марта 2020г. сообщением вконтакте. Выполненное позже задание не засчитывается!

Развитие технических навыков (гаммы и арпеджио)

«Мы знаем, что для совершенного художественного исполнения прежде всего необходим тщательно отлаженный двигательный аппарат, действующий со всей возможной свободой и естественностью (имея в виду так называемые основные движения)», – утверждал К.Флеш, выдающийся скрипач и педагог.

Систематическое и планомерное развитие технических навыков учащихся является одной из главных задач обучения исполнительскому мастерству на любом музыкальном инструменте. Современная русская педагогика рассматривает гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения. Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах, ни даже в этюдах.

Техника: совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. (Толковый словарь русского языка) Слово “техника” происходит от греческого слова techne, которое означает искусство, мастерство”

Техника игры – утверждала прославленная французская пианистка М.Лонг – это “искусство аппликатурно удобного прикосновения к клавишам, искусство педализации, это знание основных правил фразировки, владение широкой палитрой средств выразительности…Техника – наука игры на фортепиано”

 

Приемы и методы развития технических навыков

Основная цель технического развития – обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Принципы развития технических навыков для создания наиболее благоприятных условий выражения содержания музыкального произведения таковы:

• гибкость и пластичность аппарата;

• связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах;

• целесообразность и экономия движений;

• управляемость техническим процессом;

• звуковой результат.

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально- звукового представления с техническим приёмом, необходимо развивать перечисленные принципы, совершенствуя их на протяжении всего периода обучения.

Развитие технических навыков на начальном этапе обучения

Фундаментом развития техники пианиста является контакт с клавиатурой. Иначе говоря, это умение направить вес руки в клавишу, умение пользоваться весом свободной руки.

Воспитанию основного игрового ощущения – ощущения опоры на клавиатуру – посвящены первоначальные упражнения non legato: “Капельки”, “Зайчики”, “По бревнышкам”, “Радуга”, “Парашютисты”, “Восход и закат солнца”, исполняемые только одним пальцем каждой руки (сначала 3-м, позже 2-м, и наконец, 4-м). Постепенно в игру включаются чередующиеся 2, 3, 4-й пальцы, а позже – 1-й и 5-й.

Упражнения на освобождение пианистического аппарата.

Прежде чем приступить к развитию технических навыков обучающегося, необходимо организовать его посадку за инструментом и подготовить пианистический аппарат к работе, добиваясь свободы.

Рассмотрим упражнения, которые помогут держать руки и плечи свободными.

Упражнения:

1.«Опора». Упражнение для освобождения руки. Похлопайте ладонью по крышке фортепиано в разных местах с разной степенью силы то ладонью, то тыльной ее стороной. Упражнение помогает почувствовать опору на ладонь и активизирует мышцы плечевой кости (плеча).

2.«Вкручиваю-выкручиваю». Движение имитирует ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. (Эти движения используются при игре арпеджио, трелей).

3. «Мышеловка». Свободно «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь, как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».

4. «Иди ко мне». Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 1го) по 2 раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах. Упражнение выполняется без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.

5. «До свидания». Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, как машут при прощании.

6. «Одуванчик». Упражнения на укрепление разгибателей. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте», их (как будто кто-то на них подул и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях, как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.

7. «Колечко». Упражнение на развитие свободы 1-го пальца. Круговые движения 1го пальца. 1п должен работать легко, без натяжения, мышцы между 1п и 2м пальцами должны остаться мягкими. Палец в суставе не сгибается и кисть не напрягается.

8.«Колобок». Упражнение для ощущения подвижности 1-го пальца «катайте» воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.

Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к 1п, как бы прощупывая их.

 

Гимнастические упражнения

Начинающему пианисту полезны и специальные гимнастические упражнения (в своей работе я использую систему упражнений А.Шмидт- Шкловской), которые помогают почувствовать гибкость и ловкость своего тела, правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность игровых движений. Гимнастика является также и хорошим отдыхом среди урока для маленького ученика, внимание которого неустойчиво и недостаточно длительно: 5-тиминутные игры с мячом, дыхательная гимнастика, упражнения на освобождение рук, ног, плеч, свободные повороты головы помогут с большей эффективностью продолжить урок.

Игровые приёмы и гимнастические упражнения начального этапа обучения освобождают двигательный аппарат, создают взаимодействие его крупных и мелких участков, что в дальнейшем приводит к гармоничному развитию пианистической техники. Заниматься подготовительными упражнениями необходимо после освоения основных штрихов (non legato, staccato, legatо). Подготовительные упражнения помогут подготовить первый палец, кистевые движения, предплечье для дальнейшего технического развития.

Для достижения поставленных задач можно использовать подготовительные упражнения в сборнике С.Барсуковой «Волшебные клавиши».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: