Гаммы – очень важный этап в работе над развитием техники. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры.
Исполнение тетрахордами.
Прежде чем перейти к исполнению гаммы отдельно каждой рукой, надо овладеть исполнением гаммы от любого звука в разной тональности тетрахордами (4 звука) в позиционной игре двумя руками.

Подкладывание первого пальца. Подготовка к гаммообразным движениям.
1. Играем любую гамму аппликатурой 1-2 пальцами или 1-3 пальцами, или 1-4 пальцами.
Порядок изучения гамм.
С точки зрения технического освоения гамм лучше начинать не с С- dur, которая легче всего прочесть и запомнить и труднее всего сыграть, а с H-dur.
4. Способы работы над гаммами:
Главное научиться соблюдать ритмическую и звуковую ровность. Затем исполнять её в разных темпах, с постепенным ускорением или замедлением, пальцевым или кистевым staccato, legatissimo, crescendo и diminuendo, forte и piano, помнить о выразительности звучания.
Наряду с артикуляционными, динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и ритмические варианты, например исполнение с остановкой на тонике, в пунктирном ритме.
4.1 Способы работы с обучающимися:
1. Проиграть гамму на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача - добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука.
2. Проиграть - «пропеть» гамму так, как если бы ее играли скрипач или виолончелист, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой.
3. Исполнить гамму прозрачным и легким звуком с постепенным diminuendo к концу.
4. Проиграть гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», а использовать ясную артикуляцию.
5. Проиграть гамму кистевым staccato. Здесь поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.
6. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком пальца мы как бы "царапаем» клавиши, делая активное, резкое движение пальца под ладонь.
7.Можно проучить гаммы различными штрихами: правая lеgato, левая staccato и наоборот.
Аппликатура в гамме.
Необходимо познакомить обучающихся с общими правилами, которым подчиняется аппликатура гамм, - их всего два: первое - применять первый палец на чёрных клавишах запрещается, второе – в пределах одной позиции пальцы следуют друг за другом без пропуска. Пользуемся совсем простой формулой: 3+4 или 4+3, помня два правила. По нотам гаммы играть не следует.
Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе.
Игра в ансамбле
Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом, тем самым развивать ансамблевый слух. Задача обучающегося сводится к тому, чтобы вслушиваться в синхронность звучания и учиться вступать вовремя.
1.Играть гаммы в ансамбле с динамикой. Обучающий играет вверх сгеscendo - вниз diminuendo, преподаватель наоборот вверх diminuendo-вниз сгеscendo. Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и партнера.
2. Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами. Например: педагог legato-ученик staccato.
3.Очень увлекательно у пражнение «Поймай меня». Педагог начинает играть гамму, ученик вслушивается и вступает со второй октавы («ловит» педагога), 2-я октава играется в ансамбле, 3-ю педагог играет один. Ученик вступает на 4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
4. Игра гамм в интервалах. Педагог начинает гамму с тоники. Ученик ждет наступление терцового звука и вступает в игру с тоники. Звучит гамма в терцию. Таким способом можно играть гамму в любом интервальном соотношении.






