Теоретический материал

Для обеспечения безопасного движения автомобилей с расчетными скоростями и заданным уровнем комфортности поверхность покрытия по завершению строительных работ должна обладать устойчивой во времени ровностью.

Покрытие не должно иметь таких неровностей, которые могли бы вызвать скопление воды. Во время укладки смеси и ее укатки контролируется ровность укладываемого слоя, как в поперечном направлении, так и в продольном направлении рейки.

Ровность дорожного покрытия – это качество дороги, определяемое наличием на ней неровностей, вызывающих колебания колес и кузова транспортных средств.

При приемке работ предварительная оценка ровности поверхности в продольном направлении производится либо на основе графической записи, полученной с помощью прибора типа ПКРС или других приборов, показания которых приведены к показаниям ПКРС, либо путем проезда на автомашине по всему сдаваемому участку по каждой полосе движения. На основании такой оценки выбираются захватки (участки) для детального измерения ровности и поперечных уклонов.

 

 

Рис. 1. Для оценки ровности поверхности дорожных покрытий используется показатель измерений прибора ПКРС

 

Захватки выбираются длиной 300-400 м, а для внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также для внутренних дорог промышленных предприятий – длиной 100-150 м. Суммарная длина захваток должна составлять не менее 10% длины сдаваемого участка дороги в однополосном исчислении.

Детальный контроль ровности поверхности основания или покрытия на выбранных захватках следует вести путем измерения просвета под трехметровой рейкой (рис.2). Кроме этого, дополнительно измеряются продольные и поперечные уклоны рейкой с уровнем. Этот традиционно используемый метод будет рассмотрен в практической работе.

 

 

Рис. 2. Рейка дорожная универсальная КП 231 с клиновым промерником

 

Рейка – приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня (в транспортном положении складывается на три части), прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги с целью выявления просвета между стержнем и поверхностью.

Просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги.

Клиновой промерник – приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.

На боковой грани рейки через определенное расстояние нанесены метки (штрихи), которые обозначают места для измерений с помощью промерника клинового величины просветов (неровностей) под рейкой. На крайних точках рейки измерения не производят.

Детальные измерения ровности следует производить по оси дороги и на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения.

На каждой захватке следует произвести:

- 100-130 измерений просветов (25-30 приложений рейки) или непрерывную графическую запись неровностей;

- 80-100 измерений поперечных уклонов рейкой с уровнем (25-30 измерений для захваток длиной 100-150 м);

- определение вертикальных абсолютных или относительных отметок путем нивелирования с шагом 5 м.

 

 

Рис. 3. Выполнение замеров ровности покрытия трехметровой рейкой в поперечном направлении

 

Для быстрого измерения величины просветов используются специально изготовленные клинообразные шаблоны, каждая ступень которых соответствует определенной величине просвета (рис. 4).

 

Рис. 4. Клиновой промерник

 

При замерах трехметровой рейкой ровность покрытия должна отвечать следующим требования:

- 96% значений просветов не должны превышать 3 мм;

- остальные 4% значений просветов на должны превышать 6 мм;

- в одном приложении не должно быть двух значений просветов более 3 мм.

 

 

Рис. 5. Выполнение замеров в продольном направлении

 

В последнее время из-за относительно низкой производительности рассматриваемого способа в международных стандартах все шире используются методы оценки ровности по международному индексу ровности (IRI) и по специальной плотности дисперсии отклонений вертикальных отметок. В качестве интегрированной оценки ровности дорожного покрытия вводится международный индекс ровности, значения которого позволяют пересчитать показатели по прибору ПКРС в показатели IRI.

Однако, даже при использовании этих современных методов, на дорогах, улицах, где затруднено цифровое измерение, ровность поверхности измеряют рейкой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: