В зависимости от задач подвижные игры используются в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. В подготовительной части занятия подвижные игры используются в качестве разминки. В основной части занятия подвижные игры используются для развития общей физической подготовленности, коррекции отклонений в двигательной сфере. В заключительной части занятия подвижные игры используются в качестве восстановительного комплекса для приведения организма ребенка в оптимальное для последующей деятельности, после физической нагрузки, функциональное состояние. На занятиях могут использоваться подвижные игры, содержащие элементы спортивных игр.
В подвижных играх используются знакомые и естественные движения: бег, ходьба, ползание, перелезание, прыжки, упражнения с предметами. Ими можно заниматься без специальной подготовки, т.к. в них нет сложной техники, а правила можно изменять соответственно интеллектуальным и физическим возможностям, что необходимо в работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.
Благодаря тому, что во время подвижных игр вовлекаются в работу различные мышечные группы, развивается мышление, восприятие, внимание, воображение, память, речь, повышается умственная активность и в целом познавательная деятельность.
Методические особенности проведения игр:
1.Выбор игры.
2.Учитывать состав группы, возраст, условия, место и форма проведения.
1. Организация играющих (команды, равные по силам).
2. Успешность игры зависит от того, как дети поняли содержание и правила игры.
3. Применять наглядное, образное объяснение, дополненное показом.
4. Объяснять игру, когда дети разделены на команды и заняли свои места.
5. До начала игры подготовить игровую площадку.
6. Принять меры безопасности.
7. Проветрить помещение.
8. Создать праздничную обстановку игры.
9. Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков – естественное сопровождение подвижной игры.
10. Справедливо оценивать игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого.
11. В случае перевозбуждения и утомления детей (рассеянное внимание, нарушение точности движений, учащенное дыхание, побледнение) необходимо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры.
12. Регулирование нагрузки: сокращение продолжительности игры, введение перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменение числа играющих, сокращение поля игровой площадки, изменение правил, смена ролей играющих, переключение на другую игру.
Этапы проведения игры:
- Выбор игры.
- Подготовка места для игры.
- Подготовка инвентаря.
- Разметка площадки.
- Размещение играющих (не вставать спиной к детям, не ставить против солнца).
- Объяснение игры.
- Выделение водящих (выбрать по желанию, назначить, считалки).
- Распределение на команды (для более слабых детей определить щадящую нагрузку, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений).
- Судейство. Судья, он же ведущий – наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих. Необъективность судьи всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и обиду.
- Дозирование нагрузки:
- Окончание игры. Заканчивать игру при появлении первых признаков утомления.
- Подведение итогов игры (объявление победителя, анализ и оценка игровой деятельности участников с привлечением детей).
Профилактика травматизма на занятиях адаптивным физическим воспитанием
На занятиях адаптивным физическим воспитанием в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- учитель адаптивной физической культуры, проводящий занятие по физическому воспитанию, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье учеников;
- медицинский персонал специальных школ отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет санитарный надзор за местами и условиями проведения занятий;
- запрещено проводить занятия с применением неисправного оборудования или инвентаря;
- запрещено обучающимся заниматься без спортивной обуви и одежды;
- перед началом занятий необходимо систематически осматривать места их проведения, спортивный инвентарь и оборудование;
- в процессе занятий оказывать обучающимся помощь и страховать их при выполнении сложных упражнений;
- после окончания занятия вновь осмотреть место проведения, выключить энергоисточники, устранить выявленные неисправности;
- опасные места (где стоят снаряды, где есть выступы, батареи) очертить тонкой оранжевой линией, сигнализирующей об опасности;
- в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся, двери должны открываться в сторону выхода;
- зал и прилегающие к нему рекреации или другие помещения должны быть оборудованы противопожарным инвентарем.