Тема «Язык научного описания»

Г.

Практическое занятие

Основные вопросы:

1. История появления научного стиля,

2. Научный стиль и его стилевые особенности,

3. Лексика научной речи,

4. Особенности научной речи в морфологии и синтаксисе. Подстили научного стиля

 

Задание 1. Сравните три текста, так или иначе связанных с понятием «энтропия», которое в словаре имеет следующие толкования:

1. Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний.

2. В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен.

3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.

Задание 2. Выпишите из текстов слова, которые:

 а) относятся к общенаучной лексике;

б) являются терминами.

Найдите общеупотребительные слова. В каких значениях они здесь используются? Какие языковые средства выражают в данных текстах логические связи между понятиями?

Текст 1. Справочник по физике Второй закон термодинамики указывает на существенное различие двух форм передачи энергии – теплоты и работы. Он утверждает, что процесс преобразования упорядоченного движения тела как целого в неупорядоченное движение частиц самого тела и внешней среды является необратимым. Упорядоченное движение может переходить в неупорядоченное без каких-либо дополнительных (компенсирующих) процессов, например при трении. В то же время обратный переход неупорядоченного движения в упорядоченное, или, как часто неточно говорят, «переход тепла в работу», не может являться единственным результатом термодинамического процесса, т.е. всегда должен сопровождаться каким-либо компенсирующим процессом. Энтропией называется функция S состояния системы, дифференциал которой в элементарном обратимом процессе равен отношению бесконечно малого количества тепла, сообщенного системе, к абсолютной температуре последней dS =dQ/T. 12

Текст 2. Теория информации. Монография Энтропия. Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения i p i p i -S log, являющегося мерой свободы выбора в сообщениях, а также мерой средней информации в длинных сообщениях, передаваемых по каналам связи. Это выражение совпадает с введенным Больцманом и Гиббсом выражением для энтропии в статистической механике. Такое совпадение позволяет руководствоваться математическими методами статистической механики и при разработке теории информации. Термин «энтропия» сохраняется за указанным выше выражением также и в теории информации. В теории информации энтропия максимальна, когда имеет место полная беспорядочность. Точки зрения различны, однако математический аппарат один и тот же.

Текст 3. Мифы народов мира Мифопоэтическая концепция хаоса является порождением относительно поздней эпохи, предполагающей уже определенный уровень спекулятивной мысли об истоках и причинах сущего. Наиболее архаичные культуры (например, австралийских аборигенов) практически не знают понятия Хаоса, и, наоборот, идея Хаоса особенно полно, широко и успешно разрабатывалась в древнегреческой традиции на стыке мифопоэтического и ранненаучного подходов. К характеристикам Хаоса, регулярно повторяющимся в самых разных традициях, относится связь Хаоса с водной стихией, бесконечность во времени и пространстве, разъятость вплоть до пустоты или, наоборот, смешанность всех элементов (аморфное состояние материи, исключающее не только предметность, но и существование стихий и основных параметров мира в раздельном виде), неупорядоченность и, следовательно, максимум энтропических тенденций, т. е. абсолютная изъятость Хаоса из сферы предсказуемого (сплошная случайность, исключающая категорию причинности), иначе говоря предельная удаленность от сферы «культурного», человеческого, от логоса, разума, слова и как следствие – ужасность, мрачность. Но возможно, важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в котором зарождается мир, содержание в нем некой энергии, приводящей к порождению.

Задание 3. Проанализируйте фрагменты словарных статей и стихотворения С. Есенина. В чем принципиальное отличие научного текста от художественного?

Берёза

1. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2. Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 12 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая. (Большой энциклопедический словарь.)

3. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне (С.Есенин).

 Задание 4. Соотнесите заимствованный термин и его эквивалент.

Генезис ординарный фиксировать индифферентно игнорировать лимитировать ориентировочно функционировать диверсификация детерминировать кардинальный адаптировать действовать не замечать главный, важный определять равнодушно приспосабливать примерно обыкновенный ограничивать происхождение разнообразие закреплять.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое научный стиль? Каковы общие черты научного стиля?

2. Как создается экспрессивный, эмоциональный тон научной речи?

3. Каковы подстили и жанры научного стиля?

4. Каковы лексические особенности научного стиля?

5. Каковы морфологические признаки научного стиля?

6. Каковы синтаксические признаки научного стиля?

 

Литература:

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов; рец.: Д. И. Фельдштейн, М. М. Поташник. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 208 с. - (Высш. проф. образование. Пед. образование).
2. Мокий, М. С. Методология научных исследований [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. напр. и спец. / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров; ред. М. С. Мокий; рец.: В. В. Ивантер, Б. А. Ерзнкян; Государственный ун-т управления, Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова. - М.: Юрайт, 2016. - 255 с. - (Магистр).

3. Научное исследование в педагогике: методология, теория, практика / составитель Г. Н. Мусс. — Оренбург: ОГПУ, 2019. — 140 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130563 (дата обращения: 23.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Егошина, И. Л. Методология научных исследований: учебное пособие / И. Л. Егошина. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. — 148 с. — ISBN 978-5-8158-2005-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111702 (дата обращения: 23.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.


 

Практическое занятие



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: