II. Исходная информация для расчетов

1. Рассчитать платежи за допустимые выбросы ЗВ АТС для владельцев, которым не выделяются фонды на топливо. За год владельцам АТС, которым не выделяются фонды на топливо, было реализовано 18713,65 тыс.л бензина и сниженного нефтяного газа. Норматив платы за загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами двигателей АТС – 0,01 руб. за каждый литр приобретенного топлива.

 

 

2. Рассчитать платежи за допустимые выбросы ЗВ АТС с предприятия, которому не выделяются фонды на моторное топливо. На автотранспортном предприятии расход за год составил: бензина – 750 т, дизельного топлива – 1125 т. Норматив платы за допустимые выбросы ЗВ автомобилей – 0,01 руб. Показатель относительной опасности загрязнения в рассматриваемом регионе r = 1,0. Плотность бензина – 0,74 кг/л, дизельного топлива – 0,825 кг/л.

 

3. Рассчитать величину штрафных платежей за эксплуатацию АТС, не соответствующих действующим стандартам на токсичность, по транспортному предприятию.

Количество автомобилей в таксомоторном парке – 500. Чистая прибыль за отчетный год составила 800 тыс. руб. При проверке на токсичность 150 автомобилей было выявлено, что действующим стандартам не соответствует 38 автомобилей.

 

4. Рассчитать величины штрафных платежей за эксплуатацию АТС, когда доля АТС, не соответствующих действующим стандартам по токсичности, не превышает в выборке 30% для эксплуатирующих предприятий и 10% для заводов-изготовителей АТС. Производственное предприятие имеет на балансе 5 автобусов, 4 легковых автомобиля и 10 грузовых автомобилей. Численность работающих на предприятии составляет 1000 чел., в том числе на обслуживании автопарка данного предприятия – 24 чел. Чистая прибыль предприятия составила в отчетном году 1200 тыс. руб. При проверке автопарка данного предприятия были признаны несоответствующими действующим стандартам на токсичность: 1 автобус, 1 легковой автомобиль и 2 грузовых автомобиля.

 

5. Рассчитать величины штрафных платежей за эксплуатацию АТС, не соответствующих действующим стандартам на токсичность и составляющих свыше 30% автопарка предприятия. Количество автомобилей в таксомоторном парке – 500. Чистая прибыль за отчетный год составила 800 тыс. руб. при проверке на токсичность 150 автомобилей таксомоторного парка выявлено, что действующим стандартам не соответствует 52 автомобиля.

 

 III. Рекомендации для выполнения расчетов.

 

Для определения выбросов автотранспорта на городских автомагистралях и последующего их использования в качестве исходных данных при проведении расчетов загрязнения атмосферы проводится изучение особенностей распределения автотранспортных потоков (их состава и интенсивности) по городу и их изменений во времени (в течение суток, недели и года).

Территориальные различия состав и интенсивности транспортных потоков зависят от площади и поперечных размеров города, количества населения, схемы планировки улично-дорожной сети, особенностей расположения промышленных предприятий, автохозяйств, бензозаправочных станций и станций техобслуживания.

Временные различия в значительной степени связаны с режимом работы промышленных предприятий и учреждений города и с климатическими особенностями района, в котором расположен город.

1) На основе изучения схемы улично-дорожной сети города, а также информацию транспортной нагрузке составляется перечень основных автомагистралей (и их участков) с повышенной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой.

В качестве таких магистралей (участков) рассматриваются:

- для городов с населением до500 тысяч человек – магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 200-300 автомобилей в час;

- для городов с населением более 500 тыс. человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 400-500 автомобилей в час;

Выбранные автомагистрали (или их участки) и перекрестки наносятся на карту-схему города (с учетом масштаба карты). На этой карте фиксируются и перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований.

2) Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично-дорожной сети проводится учет проходящих автотранспортных средств в обоих направлениях с подразделением по следующим группам:

Л – легковые, из них отдельно легковые и легковые дизельные автомобили;

ГК<3 – грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 тонн и микроавтобусы (ГАЗ-51-53, УАЗы, «Газель», РАФ и др.);

ГК 3 – грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 тонн (ЗИЛы, Урал и др.);

АК – автобусы карбюраторные (ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ);

ГД – грузовые дизельные (КРАЗ, КАМАЗ);

АД – автобусы дизельные (городские и интуристовские «Икарусы»);

ГГБ – грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе.

3) Подсчет проходящих по данному участку автомагистрали транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа. При высокой интенсивности движения (более 2-3 тыс. автомашин в час) подсчет проходящих автотранспортных средств проводится синхронно раздельно по каждому направлению движения (а при недостаточности числа наблюдателей – первые 20 минут – в одном направлении; следующие 20 минут – в противоположном направлении).

4) Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы «пик». Для большинства городских автомагистралей отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7 – 8 часов до 10 – 11 часов и с 16 – 17 часов до 19 – 20 часов), для многих транзитных автомагистралей наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток.

С целью получения исходных данных о выбросах для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города, наблюдения организуются в часы «пик» летнего сезона года.

 

 Исследования состава и интенсивности движущегося автотранспортного потока проводятся не менее 4-6 раз в часы «пик» на каждой автомагистрали.

5) Результаты исследований структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока заносятся в  журнал по форме, приведенной в приложении 6.(Исследования характеристик движущегося автотранспортного потока)

6) Для оценки транспортной нагрузки в районе регулируемых перекрестков проводятся дополнительные исследования.

Последовательно на каждом направлении движения в период действия запрещающего сигнала светофора (включая желтый цвет) выполняется подсчет автотранспортных средств, образующих «очередь». Одновременно фиксируется длина «очереди» в метрах. Расчеты проводятся не менее 4-6 раз.

Результаты дополнительных обследований заносятся в  журнал по форме, приведенной в приложении 7(Исследование автотранспортных потоков на перекрестках).

7) В ходе проведения натурных обследований дополнительно определяется ряд параметров, необходимых как для расчета выбросов согласно гл. 1. настоящего документа, так и проведения расчетов загрязнения атмосферы.

На каждой автомагистрали (или ее участке) фиксируются следующие параметры:

– ширина проезжей части, (в метрах);

– количество полос движения в каждом направлении;

– протяженность выбранного участка автомагистрали (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автомагистраль (или ее участок);

– средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основные категории: легковые, грузовые и автобусы (в км/час) (определяется по показаниям спидометра автомобиля, движущегося в автотранспортном потоке).

– Определение средней скорости движения основных групп автотранспортного потока выполняется по всей протяженности обследуемой автомагистрали или ее участка, включая зоны нерегулируемых перекрестков и регулируемых перекрестков,

На обследуемом перекрестке фиксируются следующие параметры:

– ширина проезжей части (в метрах);

– количество полос движения в каждом направлении;

– протяженность зоны перекрестка в каждом направлении (в метрах).

Количество АТС, подвергаемых контролю в выборке отдельно по группам (бензиновые, газобаллонные и дизельные), должно составлять не менее:

30% - для предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе до 100 единиц;

20% - для предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе до 500 единиц;

10% - предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе свыше 500 единиц;

15% - от количества выпускаемой продукции в смену для заводов-изготовителей АТС и авторемонтных заводов;

10% - от сменного выпуска АТС для станций технического обслуживания.

При соблюдении указанных размеров выборки доля выявленных АТС, не соответствующих действующим стандартам, распространяется на всю численность автопарка предприятия, находящегося в эксплуатации или сменного объема выпуска (ремонта) АТС.

На предприятиях с большой численностью АТС для повышения достоверности результатов выборки при выявлении значительной доли АТС, не соответствующих стандартам по токсичности, целесообразно увеличение размеров выборки по сравнению с минимально указанными размерами.

Применение штрафных платежей к предприятию допускается не более одного раза в квартал в виде единовременно взимаемых штрафов.

В случае несоответствия действующим стандартам токсических характеристик нового или отремонтированного АТС (в пределах гарантийного срока) предприятие, эксплуатирующее АТС, вправе предъявить претензию заводу-изготовителю (авторемонтному заводу, станции техобслуживания) в порядке, определенном действующим законодательством.

Размер штрафных платежей прогрессивно увеличивается в случае, если число АТС, не соответствующих стандартам, составляет в выборке более 10% для заводов-изготовителей АТС, авторемонтных заводов (станций технического обслуживания).

В случае когда доля АТС, не соответствующих стандартам по токсичности, не превышает в выборке 30% для эксплуатирующих предприятий и 10% для заводов-изготовителей АТС, авторемонтных заводов (станций технического обслуживания), размер штрафных платежей (тыс.руб.) устанавливается в процентах к части чистой прибыли предприятия:

 

,

 

Коэффициент К определяется, если в финансовой отчетности объединения (предприятия), в которое входит транспортное предприятия (подразделение), не выделяется прибыль, полученная от перевозок, а также для предприятий, имеющих на балансе автотранспорт для служебных поездок или технологических целей и не выполняющих транспортной работы.

Для предприятий, выполняющих чисто транспортные функции, имеющих транспортные цеха и подразделения с исчисляемым в рублях годовым объемом транспортных услуг, К=1.

В случае когда доля АТС, не соответствующих действующим стандартам по токсичности, превышает в выработке 30% % для эксплуатирующих предприятий и 10% для заводов-изготовителей АТС, авторемонтных заводов (станций технического обслуживания), размер штрафных платежей устанавливается следующим образом:

 

 

,

 

Источником для уплаты штрафов является чистая прибыль предприятия.

Задание оформляется каждым студентом самостоятельно, на форматных листах с учетом требований, предъявляемых к домашним заданиям, и сдается преподавателю на проверку.

 

 

Приложение1

 

 Значения пробеговых выбросов  (г/км) для различных групп автомобилей

Наименоавние группы автомобилей

№ группы

Выбросы

СО NOх (в пересчет на NO2) CH Сажа SO2 Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 1 19 1.8 2.1 - 0.065 0.006 0.019
Легковые дизельные 2 1.3 0.25 0.1 0.21 0.003 - -
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы 2 69.4 2.9 11.5 - 0.2 0.02 0.026
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) 3 75 5.2 13.4 - 0.22 0.022 0.033
Автобусы карбюраторные 4 97.6 5.3 13.4   0.32 0.03 0.041
Грузовые дизельные 5 8.5 7.7 6 0.3 1.25 0.21 -
Автобусы дизельные 6 8.8 8 6.5 0.3 1.45 0.31 -
Грузовые газобалонные, работающие на сжиженном природном газе 7 39 2.6 1.3[1]   0.18 0.002 -

 

 

Приложение2

 

  Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых вредных веществ в зависимости от скорости движения

 

 

Скорость движения (V, км/час)

10

15

20

25

30

35

40

45

50

60

75

80

100

 

1.35

1.28

1.2

1.1

1

0.88

0.75

0.63

0.5

0.3

0.45

0.5

0.65

 

Примечание: Для диоксида азота значение  принимается постоянным и равным 1 до скорости 80 км/час.

 

Приложение3

 

 Удельные значения выбросов для автомобилей, находящихся в зоне перекрестка

Наименоавние группы автомобилей

№ группы

Выбросы

СО NO (в пресчет на NO) CH Сажа SO Формальдегид Соединения свинца Бенз(а)пирен
Легковые 1 3.5 0.05 0.25 - 0.01 0.0008 0.0044
Легковые дизельные 0.1 0.08 0.06 0.035 0.04 0.0008 - -
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы 2 6.3 0.075 1 - 0.02 0.0015 0.0047
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) 3 18.4 0.2 3 - 0.03 0.006 0.0075
Автобусы карбюраторные 4 16.1 0.16 2.64 - 0.03 0.012 0.0075
Грузовые дизельные 5 2.85 0.81 0.3 0.07 0.08 0.015 -
Автобусы дизельные 6 3.07 0.7 0.41 0.09 0.09 0.02 -
Грузовые газобалонные, работающие на сжиженном природном газе 7 6.44 0.09 0.26[2] - 0.01 0.0004 -

 

 

Приложение4

 

 Затраты, необходимые для компенсации ущерба, наносимого единицей приведенной массы выбросов АТС.

 

Группа АТС Qtj руб/усл.т
Бензиновые и работающие на сжиженном нефтяном газе 15,5
Работающие на сжатом природном газе 14,5
Дизельные и газодизельные 14,0

 

Приложение5

 

Значения показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха для территорий разных типов.

 

Тип территории Показатель относительной опасности
Курортные, санитарные зоны 1,3
Территории городов с населением более 100 тыс человек 1,0
Прочие территории 0,2

 

 

Приложение6

 

Исследование характеристик движущегося автотранспортного потока.

 

Дата Время подчета за период 20 мин

Число автомобилей по группам

Скорость движения потока, км/час

    Легко вые Легко вые дизель ные ГК<3, МА ГК≥3 АК ГД АД ГГБ Легко вые Грузовые Автобусные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
                         

 

 

Приложение7

 

Исследование автотранспортных потоков на перекрестках.

______________________  _____________________ _____________________

наименование улиц,            направление движения ширина проезжей части,

образующих перекресток      автотранспорта           количество полос

 

Дата Время работы запр-го сигнала светафора в мин.

Число автомобилей по группам

Длина очереди автотранспорта в метрах
    Легко вые Легко вые дизель ные ГК<3, МА ГК АК ГД АД ГГБ  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                     

 

 

Литература:

1.. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2005году.Под редакцией Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина, СПб, 2006г,492с.

2. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное) Санкт-Петербург, НИИ, Атмосфера 2003г 212с.

3.  Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. Изд.2-е.- СПб.:МАНЭБ, 2004г.-312с

4. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В.Промышленно-транспортная экология:Учебник для вузов/под ред.В.Н. Луканина.- М.:Высш.шк., 2001г -273с.:ил.

 


 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: